Posted 1 октября 2017, 13:44
Published 1 октября 2017, 13:44
Modified 7 марта, 17:13
Updated 7 марта, 17:13
Казалось бы, считает автор, все шло по накатанной, сценарий выборов был прописан и в нем не предусматривалось никаких неожиданностей: Путин плюс лидеры парламентских партий... Но нет. Стоило заронить «искру» в виде кандидатуры Собчак, как разгорелись споры, обсуждения и даже обвинения Навального в адрес Собчак в том, что она участвует в играх власти.
Забавно при этом, что «концепция» администрации постоянно менялась: если в начале года было анонсировано, что соперниками Путина станут новые лица, чтобы повысить интерес к выборам и уровень явки, то позже – начались разговоры о том, что нет ничего плохого и в низкой явке и новички не нужны. Теперь же явка снова в моде. Причем все это делается не впрямую, а напротив – нерешительно, намеками:
«В администрации что-то публично планируют, начинают рассуждать об этих планах, тему подхватывают граждане: начинают ее достраивать, хвалить или критиковать. Президентская администрация в этот момент уже переходит к новым темам и идеям. Публичные рассуждения источников в Кремле о планах и задумках порождают ожидания, а потом и разочарования, потому что реальных шагов за ними не следует. Если источник в Кремле о чем-то «рассуждает», стало быть, это дело уже решенное, его слова воспринимаются как перформатив. Именно поэтому благие пожелания по поводу Собчак в сознании людей превратились в факт...»
В этой связи, любопытно поведение Алексея Навального, который приписал выдвижение Собчак к помехам его участию в выборах со стороны Кремля. Однако его обвинения в адрес Собчак только подчеркивают, по мнению автора, нарциссизм оппозиционера, «которому хочется быть «единым кандидатом» даже в условиях, когда большое количество выдвиженцев выгодно ему самому. Президентские выборы в России проходят в два тура, чем больше кандидатов в первом, тем больше своих сторонников они могут привлечь, а значит, эти люди проголосуют не за Путина, снизят его результат. Но похоже, для Алексея Навального желание доминировать становится выше прагматики...»
К тому же, считает автор, дискуссии вокруг выдвижения Собчак могут быть проявлениями модели запроса на любую альтернативу Владимиру Путину: «человек она яркий, в народе известный, убеждений либеральных... Если не Путин, то кто угодно – да хоть Собчак..»
Учитывая все эти предположения, разговоры и рассуждения о моделях, можно сделать парадоксальный вывод: в администрации президента такие эксперименты ставят намеренно. Вбрасывая какую-либо идею в сознание граждан и экспертов, кремлевские аналитики наблюдают, как проигрывается тот или иной сценарий.
Это очень похоже на Сергея Кириенко: одним из главных приемов его всегда были именно организационно-деятельностные игры, во время которых события как бы происходили и не происходили одновременно. На примере такой игры можно просчитать все плюсы и минусы избранной стратегии.
По убеждению автора, в российской политике сейчас и происходит одна большая организационно-деятельностная игра:
«Сценарии будущего проигрываются в сознании граждан. Только это не отменяет восприятия такой стратегии как нерешительности – в президентской администрации могут думать, что проводят игру (или даже делать это неосознанно, просто методы привычные), а люди видят ситуацию совсем по-другому.
Совсем не обязательно, что это видение вписывается в один из игровых сценариев. Методологи, когда устраивали свои организационно-деятельностные игры, не предназначали их для широкого круга зрителей. Игры с обществом производят странный эффект: все сценарии могут оказаться Кремлем уже проигранными (во всех смыслах этого слова), а власть в нужный момент так и не сможет предложить обществу ничего нового, ведь она уже сделала это в играх...»
Оригинал здесь
Фото: www.globallookpress.com