Posted 1 сентября 2017, 18:55
Published 1 сентября 2017, 18:55
Modified 8 марта, 01:58
Updated 8 марта, 01:58
По словам главы Минэкономразвития Максима Орешкина, 2017 году рост ВВП России может превысить 2%, - пишет Newsrussia Today.
«Когда мы первый раз озвучивали прогноз роста ВВП на 2% на 2017 год в конце декабря 2016 года, прогнозы на рынке были около 1%, никто не верил в то, что российская экономика может начать такой активный рост. Во втором квартале мы имели 2,5% роста. Некоторым, видимо, хочется оправдать свой пессимистичный настрой, который у них был в начале этого года, но реальность пока демонстрирует, что экономика чувствует себя хорошо, уверенно. Мы видим, что экономический рост набирает обороты», - заявил на сайте министерства Максим Орешкин.
Повысило министерство и прогноз по темпам роста доходов населения с 0,2% до 1%, однако этот показатель все равно остается очень низким, означая, что ближайшие годы большинство россиян проведут в бедности. По словам Орешкина, в этом году, реальные располагаемые доходы населения увеличатся всего на 1,2%. В следующем году рост ускорится до 2,1%, но затем вновь начнет снижаться и составит 1,2% и 1,1% в 2019-20 гг.
В итоге за четыре года уровень жизни в РФ вырастет на 5,7%, компенсировав лишь четверть от обвала, зафиксированного за последние 38 месяцев, когда доходы в сумме упали на 19,2%, подсчитали в Finanz.ru .
Такими темпами, чтобы вернуться к докризисным уровням потребуется не менее 10 лет. Скудные ресурсы бюджета и экономики, травмированных санкциями и обвалом цен на нефть, пойдут не на улучшение жизни, а на инвестиции, следует из прогноза Минэкономики. Но пока, считает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко, совершенно непонятно, откуда вдруг возьмется обещанный рост реальных располагаемых доходов аж на 1,2%, поскольку, честно говоря, для того, чтобы этот прогноз сбылся, должно произойти некое экономическое чудо.
Если поглядеть на данные Росстата, то в январе реальные располагаемые доходы упали на 8%, в феврале - на 4,1%, в марте - на 2,5, в апреле - на 7,6%, в мае - на 0,4%, в июне не изменились, в июле упали сразу на 3,1%…. То есть спад составил 1,4%, а по расчетам ВШЭ – в 10 с лишним раз больше - на 19%!
Реальные располагаемые доходы показывают негативную динамику по ряду причин. Во-первых, рост номинальных доходов населения, в первую очередь зарплат, выражен крайне слабо. В первом полугодии номинальные доходы россиян выросли всего на 3,1%, при этом уровень инфляции в годовом выражении по итогам 6 месяцев составил 4,4%. Очевидно, что весь рост зарплат нивелируется за счет подорожания товаров и услуг. Отсюда вытекает вторая причина: номинальные доходы россиян зависят, как ни странно, от расходов государства. В нашей стране численность только бюджетников и чиновников составляет примерно 33 млн. Прибавьте к ним пенсионеров, сотрудников госкомпаний, госкорпораций, ГУПов, МУПов, органов исполнительной и судебной власти, военнослужащих, спасателей, сотрудников органов государственной безопасности, полицейских….
В итоге, за счет бюджетных средств зарплату получают порядка 75%-80% населения, тогда как в США, к примеру, всего 17-20%.
Стало быть, благосостояние населения всецело зависит от государства: есть у него избыток средств за счет нефтяных доходов, население богатеет, нет - население беднеет вместе с государством, - заключает Яковенко.
Оптимизм Орешкина смущает и аналитика компании «Аналитик-Сервис» Антона Быкова, который относит его к желанию нового министра представить позитивные результаты перед президентскими выборами, доказать свою эффективность. Однако результаты эти весьма спорны, а прогнозы противоречивы...
Главным фактором пересмотра в положительную сторону и без того позитивных прогнозов был назван рост инвестиций. Однако ясно, что большая часть инвестиций сейчас – это либо государственные деньги, либо иностранный спекулятивный капитал. Возможности государственных фондов даже по самым оптимистичным прогнозам будут израсходованы в ближайшие несколько лет, а спекулятивный капитал перестанет приходить из-за двух факторов.
Первый - это снижение ставки ЦБ вследствие низкой инфляции. Согласно прогнозам МЭР инфляция до 2020 года не превысит 4%.
Второй – это возможный рост рисков, на финансовых площадках, что опять же спровоцирует отток капитала с развивающихся рынков. Согласно прогнозам МЭР падение на глобальных рынках «вполне вероятно».
На фоне сокращения иностранных инвестиций, единственным драйвером достижения плановых показателей станут истощающиеся финансовые ресурсы государства, уверен Быков.
Станет ли государство тратить все, учитывая предыдущий опыт, – скорее нет, чем да, говорит он. Особенно интересными выглядят разночтения ведомств в оценке состояния потребительского сектора. Если Росстат подчиненный МЭР отчитывается о сокращении в первом квартале числа россиян имеющих доход ниже прожиточного минимума на 1,4 млн человек, то Счетная палата в то же время отчитывается о росте бедных россиян на 2 млн.
Поэтому когда МЭР прогнозирует рост реальных доходов населения на 1,2% в 2017 году и 2,1% в 2018 году, возникают сомнения в оправданности и таких скромных прогнозов, считает эксперт. Особенно с учетом того что зависеть это будет от государственных расходов, которые в основном расходуются не на поддержание потребительского спроса, а реализацию точечных глобальных проектов. На данный момент в России 15% граждан находятся за чертой бедности и с учетом того что даже излишне оптимистичный МЭР не прогнозирует в ближайшую пятилетку коренного изменения ситуации число бедных будет оставаться неизменным или увеличиваться.
Чтобы это понять, достаточно посмотреть на драйверы развития потребительского сектора, которые МЭР указывает в качестве главных для развития, полагает Антон Быков. Это кредитование, кредитование и еще раз кредитование. С учетом низкого уровня финансовой грамотности, отсутствия продолжительной культуры кредитования, а также финансовой несостоятельности столь большого числа россиян, кредитование на которое рассчитывает МЭР лишь ухудшит ситуацию. Особенно если прогнозы министерства о падении глобальных рынков оправдаются.