Рус
Eng

"Ковидные" выборы-2021: агитировать нельзя, но если очень хочется – то можно

Аналитика
"Ковидные" выборы-2021: агитировать нельзя, но если очень хочется – то можно
"Ковидные" выборы-2021: агитировать нельзя, но если очень хочется – то можно
1 февраля, 13:02Фото: www.thehindubusinessline.com
Новые законы, как горячие пирожки из печки, десятками выходили из-под руки законотворцев накануне Нового года. Сюда попал и закон о запрете политической агитации в социальных сетях.

Если документ будет принят окончательно, то отныне вслух открыто высказывать свои политические предпочтения разрешат только тем, кто «официально заключит договор с той или иной партией или кандидатом».

Тем же, кто просто напишет на эту тему на своей страничке, грозит штраф до 20 тысяч рублей для граждан и до 500 тысяч рублей для должностных лиц. А ведь в последние годы политические кампании весьма успешно осваивали интернет пространство.

Как теперь будут действовать кандидаты на теплое место госслужбы в 2021-м? неукоснительно соблюдать новые требования? Или пытаться обхитрить закон? А быть может, просто внесут данные штрафы в свою статью расходов на пропаганду? Об этом «Новые Известия» спросили политологов и авторов политических телеграм каналов. По их мнению, в этом законе несложно найти лазейку. Но придется проявлять креатив.

Илья Гращенков– генеральный директор Центра развития региональной политики:

- Давайте сначала вникнем в само понятие «агитация». Одно дело разместить банеры «Голосуйте за Тяпкина», - это агитация, и не очень-то и действенная. Другое – заказать публикации, очерняющие оппонентов того самого Тяпкина. Это и сработает лучше, и под статью не попадет. Сейчас не практикуют прямой агитации, воздействуют нативно, на сознание.

Да и что уже кривить душей, по этому закону за нарушения санкции просто смешные. Эти деньги – капля в море общего бюджета на политическую кампанию. Запрет на агитацию в печати уже существует, и что мы видим? Все на него плевали, и за день-два до выборов просто печатаются, потом платят эти копейки.

Политический Telegram канал «Мейстер»:

- По запрету агитации: будут выкручиваться. Если владельцы пабликов и каналов еще могут заложить свои персональные риски в цену размещения, то кандидату наплевательское отношение к выборному законодательству может стоить снятия с гонки. Тем более, что простор для действий достаточно большой. А докажите, что этот материал «агитационный», а не «информационный», а докажите, что за него уплачены деньги, а докажите, что они уплачены лицом, как-то связанным с кандидатом, а не «врагами», которые хотят подставить «честного человека».

В конце концов, ограничения начинают действовать лишь с момента регистрации кандидата. До этого простой гражданин России может хоть весь интернет увесить изображениями своего лица, оплатив это дело со своей личной карты.

Уже многие годы традиционные СМИ живут в условиях достаточно жестких ограничений, накладываемых выборным законодательством. Это не особо мешает им брать наличные от партий и кандидатов, не сопровождая опубликованные тексты предупреждением об агитации. Так что «под ударом» окажется лишь откровенная агитация «в лоб».

Автор политического Telegram канала «КАК-ТО ВОТ ТАК» Анатолий Спирин:

- Для провластных кандидатов эти ограничения проблемой не будут — очевидной жертвой нового закона станет интернет-агитация за оппозиционных, несистемных кандидатов, потому карать будут избирательно и точечно. Полагаю, единственным вариантом избежать ответственности будет создание массовых анонимных интернет-структур, таких же анонимных «лидеров мнений», агитация в чатах, пабликах.

Только полная анонимность и ставка на массовость со спамом, чат-ботами, сетевыми разрозненными и децентрализованными структурами позволят избежать ответственности. Дальнейшее — уже креатив: например, адаптация новостей под скрытую агитацию, максимальный нативный «посев» в соцсетях в интересах кандидатов.

Другая часть экспертов и вовсе уверена, что толку от хваленых социальных сетей не много. Деньги на пропаганду в сети идут не малые, да только вот электорат этих сетей не спешит отдавать свою любовь кроме как в виде лайков и репостов.

Александр Кынев, политолог:

- Социальные сети все равно не эффективны. Основная ставка на любых выборах была и есть на низкую явку. Посмотрите динамику явки, ее у нас просто нет, хотя бюджеты на агитацию в тех же соцсетях только растут. О чем это говорит? Что на выборы приходят те же люди, которые обязаны их посетить. Системы мобилизации этого сегмента избирателей консервативны и отработаны годами. Покажите мне цифры, где будет отражено, что от соцсетей есть эффект. Этих цифр просто нет. Тем не менее, думаю, в агитацию в сетях все равно продолжат вкладываться. Штрафы никого не пугают – у нас много разных штрафов, но они никого не останавливают. Как это делается последние годы?

Кого-то будут поддерживать, но будет больше конспирации. Ролики будут выходить, но от анонимных каналов, чтобы потом не сыскать концов, кто это сделал. Попытка запретить агитацию в сети, это все равно, что попытка запретить лето или зиму. На бумаге это сделать можно, но к жизни это не будет иметь никакого отношения.

Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации:

- Понятно, что внешний облик выборов изменен, но как будет вестись агитация, особенно при учете нового запрета на ее использование в соцсетях – не известно.

Пожалуй, это та ситуация, когда ничего, кроме того, что это будут самые непредсказуемые выборы в истории современной России, сказать мы не можем.

- В любом случае, перенос внимания избирателей в интернет уже состоялся: в нынешних условиях партиям становится сложнее наладить коммуникацию с электоратом вживую, что вынуждает их переходить к структурам сетевой коммуникации. Одобренный законопроект, запрещающий политическую агитацию в соцсетях, при удачном течении эксперимента, может быть расширен.

При необходимости противовеса ограничениям на агитацию станут те же сетевые структуры и интернет-технологии, которые получили распространение в период официальной блокировки Telegram. Уже сейчас можно констатировать старт VPN-агитации и проксизацию коммуникаций с избирателями.

Так зачем вообще было создавать такой очевидно сырой закон, который легко обойти? А если все же законотворцы, ставя палки в колеса своим сменщикам, решат расширить пакет проекта и запретить и другие интернет-технологии для агитации, то что останется кандидатам? Ответ на этот вопрос прост и очевиден – набрать голосов избирателей с помощью родного и всеми любимого рубля.

Кто может претендовать на щедрость политиков перед единым днем голосования? Ответ – в следующем материале «Новых Известий».

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter