Posted 30 марта 2008,, 20:00

Published 30 марта 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 02:09

Updated 8 марта, 02:09

Еще ничто не решено

Еще ничто не решено

30 марта 2008, 20:00
Более 23 тысяч жандармов, полицейских, пожарных и агентов спецслужб Румынии в эти дни мобилизованы на охрану центра Бухареста, начищенного до лоска, избавленного от бездомных собак, попрошаек и прочих «темных пятен прошлого». В среду в помпезном здании румынского парламента, бывшем когда-то символом одного из самых оди

Кроме глав государств и правительств 26 стран–членов НАТО, в Бухарест собираются лидеры стран-партнеров, в том числе России и других постсоветских государств. Там будут первые лица стран, войсками или финансовыми вложениями участвующих в миротворческих операциях НАТО, руководители Евросоюза и международных финансовых институтов, приедет и генеральный секретарь ООН. Всего ожидается около 60 «ключевых участников».

В центре внимания форума, который откроется рабочим ужином натовских лидеров, очередной этап расширения альянса, операции в Афганистане и Косово, проект будущей системы противоракетной обороны НАТО (в нее хотят включить элементы американской ПРО, которые планируется разместить в Польше и Чехии), а также новое направление в деятельности НАТО – кибероборона.

Хотя президент Владимир Путин прилетит в Бухарест только в пятницу и заседание Совета Россия – НАТО станет завершающим событием саммита, тема отношений с Россией проходит через всю повестку дня. Одна из важнейших тем саммита – предполагаемое приглашение в НАТО Хорватии, Албании и Македонии – не сильно волнует Россию, хотя она против всякого расширения Североатлантического альянса. А вот намерение предоставить Грузии и Украине «планы действий по членству» – сильнейший раздражитель для Кремля, даже если сами по себе эти планы рассчитаны на годы и не предопределяют вступления в альянс. Для Москвы это «красная линия». Именно поэтому многие дипломаты и эксперты в брюссельской штаб-квартире НАТО сомневаются, что Тбилиси и Киев получат приглашение в альянс именно в Бухаресте. Натовские дипломаты, с которыми разговаривал корреспондент «НИ», оценивали шансы Грузии и Украины заполучить «планы действий» как 50 на 50. До последнего момента внутри НАТО не было единства по этому вопросу. США, Канада, государства Северной Европы, а также «новобранцы» с востока Старого Света поддерживали Тбилиси и Киев. Германия и другие западноевропейские государства опасались, что это может сорвать шанс на улучшение отношений с Россией, выпавший по случаю смены президентской вахты в Кремле. Представитель НАТО Джеймс Аппатурай пока лишь подтвердил «НИ» официальную позицию: ничего не решено, но в принципе двери НАТО открыты для любой европейской демократии, если она созрела по политическим и военным критериям. «Члены НАТО принимают решение сами, и никто извне не имеет права вето», – подчеркнул он.

Так-то оно так, но натовцам нужны партнерские отношения с Россией. Сегодня и, видимо, надолго головная боль НАТО – Афганистан. Поражение в далеких афганских горах непоправимо подорвало бы авторитет альянса и поставило под сомнение смысл его существования в эпоху после «холодной войны». Совещание по Афганистану с участием президента этой страны Хамида Карзая, генсека ООН, высших чиновников ЕС и главы Всемирного банка – центральное событие саммита в Бухаресте. Под командованием НАТО в Афганистане сегодня находятся 47 тыс. солдат из 39 стран. Эта армия требует мощного и стабильного тылового обеспечения. Натовцам необходим транзит хотя бы невоенных грузов через Россию – вместо неспокойного Пакистана. Конкретным результатом Совета Россия – НАТО с участием президента Путина могло бы стать согласие на такой транзит. «Чтобы Россия и дальше оказывала поддержку НАТО, нужно иметь отношения партнерства», – заметил постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин, беседуя с группой журналистов в Брюсселе. Однако накануне саммита тон публичного общения сторон остается вовсе не комплиментарным. Генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер даже призвал «воздержаться от ненужной риторики». В то же время натовцы перед саммитом опубликовали содержание своих прошлогодних предложений России по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Мол, мы выступили с конструктивной инициативой, а Москва в ответ заморозила свое участие в ДОВСЕ. То есть предстоящий в пятницу разговор лидеров 26 стран НАТО и Владимира Путина будет, если пользоваться дипломатическими эвфемизмами, «откровенным».

"