Posted 30 января 2012,, 20:00

Published 30 января 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:49

Updated 8 марта, 05:49

Саркози играет в Робин Гуда

30 января 2012, 20:00
Воскресный вечер на французском телевидении стал «бенефисом» Николя Саркози. Президент объявил о новом пакете мер, направленных на борьбу с кризисом. Среди них и налог на финансовые операции, средства от которого пойдут в том числе на поддержку малоимущих граждан. Специалисты считают, что воскресное выступление Саркози

Часовое интервью Николя Саркози в Елисейском дворце транслировалось в прайм-тайм по девяти французским телеканалам. В нем, как обычно оживленный и энергичный, президент прямо-таки излучал оптимизм, о чем бы ни шла речь, о его ли политическом будущем или о будущем Франции. «Экономический кризис по-прежнему очень глубокий, но наши меры стабилизировали его. Европа уже не стоит на краю», – заявил он, чем, должно быть, немало удивил очень многих экономистов. Но самым главным пунктом его речи стало анонсирование новой фискальной меры: налога на финансовые операции, который также называют налогом Джеймса Тобина по имени предложившего его в 70-е годы прошлого века экономиста. Впрочем, в прессе прижилось и другое название: «налог Робин Гуда», потому что, по распространенному мнению, он направлен исключительно против богатых.

С 1 августа, несмотря на протесты французских банков, им придется платить 0,1% от стоимости каждой проведенной операции. Причем Саркози, по его словам, готов пойти на введение налога даже в том случае, если его примеру не последуют остальные европейские страны. А такое вполне возможно. Министры финансов стран еврозоны будут только в марте обсуждать предложение о введении чего-то похожего на французский «налог Робин Гуда»: 0,1% налогообложения для сделок с акциями и облигациями и 0,01% – для деривативов. В масштабах еврозоны новый налог, по расчетам экономистов из Еврокомиссии, может принести 55 млрд. евро в год. Однако не факт, что его примут.

Несмотря на низкую на первый взгляд ставку, в правительстве надеются, что «налог Робин Гуда» будет приносить казне 1 млрд. евро в год и поможет уменьшить дефицит бюджета. «Не вижу причины, почему нерегулируемая финансовая система, которая довела нас до нынешней ситуация, не может поучаствовать в нашем восстановлении», – заявил Саркози. Если финансисты категорически против налога на финансовые операции, то остальные французы за него обеими руками. Это, конечно, будет одним из главных козырей Саркози на выборах. Более того, похоже, что президент надеется: этот «козырь» будет настолько серьезным, что заставит французов «проглотить» остальные анонсируемые им антикризисные меры – необходимые, но явно не столь же популярные, что и «налог Робин Гуда». Так, в своей воскресной речи Саркози заявил, что стоимость рабочей силы для предпринимателей в целях повышения конкурентоспособности французской промышленности и борьбы с безработицей должна не повышаться, а снижаться. Это, по мысли президента, защитит рабочие места и убедит их не переводить производства в другие европейские страны, где рабочая сила стоит дешевле. Правительство предлагает понизить налог на фонд заработной платы и увеличить налог на добавленную стоимость с нынешних 19,6% до 21,2%, против чего, кстати, высказывается большинство французов.

Похоже, Саркози сыграл ва-банк, поставив на карту свою политическую карьеру. Но другого выхода у него нет: если верить опросам общественного мнения, он пусть и не безнадежно, но достаточно сильно отстает от своего главного соперника, кандидата от социалистов Франсуа Олланда, и может даже не выйти во второй тур, намеченный на 5 мая. Накануне выступления на телевидении он заявил в беседе с журналистами, что уйдет из политики в случае поражения на выборах.

"