Posted 29 апреля 2010,, 20:00

Published 29 апреля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:56

Updated 8 марта, 06:56

Норвегия до Урала

Норвегия до Урала

29 апреля 2010, 20:00
Небольшая Норвегия в случае победы Германии в войне с Советским Союзом рассчитывала получить гигантские территории на востоке, от Кольского полуострова до земель на Украине, в Белоруссии и даже в Приуралье. Об этом свидетельствуют прежде закрытые документы Государственного архива Норвегии, на днях ставшие достоянием об

Глава норвежского марионеточного правительства Видкунд Квислинг после нападения Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года не сомневался, что дни «колосса на глиняных ногах» сочтены, и уже 24 июня обратился к Гитлеру с личным письмом, в котором просил уступить ему Кольский полуостров, «являющийся исконно норвежской территорией». При этом Квислинг ссылался на союзницу Германии Финляндию, которая, «сражаясь на востоке, близка к воплощению своей давней мечты о создании Великой Финляндии, включающей восточную Карелию, а также земли вокруг Ладожского и Онежского озер». Квислинг напоминал фюреру, что на Восточном фронте воюет норвежский полк «Нордланд» и в скором времени появятся дополнительные части норвежских добровольцев на севере. Они своей кровью доказывают право Норвегии на Кольский полуостров. Специальный «восточный» директорат, созданный при коллаборационистском правительстве этой страны, работал над планами колонизации советских территорий. Предполагалось, что Кольский полуостров будет заселен норвежскими переселенцами, а административное управление над ним возьмут на себя власти северной губернии Тромс-Финнмаркен.

Неизвестно, как отреагировал Гитлер на просьбу союзника, но сам ход войны сделал невозможной колонизацию Кольского полуострова. К весне 1943 года Квислинг понял, что советский север сдан не будет. Тогда он написал фюреру второе послание, в котором просил выделить Норвегии колонии в Белоруссии и на Украине и, возможно, в районе Урала. Свои притязания на столь отдаленные территории Квислинг подкреплял общими рассуждениями о превосходстве «нордической» расы, а также лингвистическими доводами. По его мнению, слово «Русь» нордического происхождения, что свидетельствует о давнем заселении территорий на востоке варяжскими племенами, которые называли эти земли «Гардарике» – царство городов, или «богатая городами».

В норвежских архивах не сохранилось ответов Берлина на «украинско-уральские» претензии Квислинга. Сталинградский разгром армии Паулюса заставил Квислинга навсегда забыть о своих колонизаторских мечтах. Историки, изучая вновь открытые архивные документы, задаются вопросом, почему Квислинг, будучи уже уверенным, что Кольский полуостров останется за Советским Союзом, еще в 1943 году лелеял планы о землях, расположенных значительно южнее: в Белоруссии, на Украине и в Приуралье? Одна из версий заключается в том, что главе норвежского марионеточного правительства было что-то известно о надеждах Берлина на заключение сепаратного мира с Москвой. Согласно предполагаемой «карте образца начала 1943 года», территория Советского Союза лишалась всей своей «нижней части», наиболее развитой и богатой. Москве оставался малопригодный для жизни север.

Публикация неизвестных документов о тесном сотрудничестве квислинговской Норвегии с нацистской Германией, совпавшая по времени, кстати, с визитом Дмитрия Медведева в Осло, внесла неприятный диссонанс в программу памятных мероприятий, посвященных 70-летию оккупации Норвегии Германией. Ведь норвежцы вспоминают исключительно героев Сопротивления, одним из наиболее известных среди которых был путешественник Тур Хейердал, и участников незначительных сражений регулярной норвежской армии с захватчиками в 1940 году. О том, что куда большее число соотечественников воевало на Восточном фронте в форме СС, в современной Норвегии говорить не принято. После войны черная страница в истории страны была попросту вырвана. Квислинга казнили, объявив задним числом сумасшедшим. Как уже рассказывали «НИ», «неполноценными» были признаны даже тысячи детей, родившихся от связи норвежек с немцами в годы оккупации. Многие из этих несчастных были отправлены за границу – вплоть до Австралии – лишь бы они одним своим видом не напоминали «нации героев Сопротивления» о куда более неоднозначной истории 1940–1945 годов.

"