Posted 28 ноября 2006,, 21:00

Published 28 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:58

Updated 8 марта, 08:58

Посол Туниса в РФ Мохаммед Беллажи

Посол Туниса в РФ Мохаммед Беллажи

28 ноября 2006, 21:00
На состоявшейся в Каире встрече министров иностранных дел стран – членов Лиги арабских государств (ЛАГ) прозвучал призыв к США, Евросоюзу и Израилю прекратить блокаду палестинских территорий, начатую ими еще в январе после победы движения ХАМАС на парламентских выборах в Палестине. В то же время некоторые страны – член

– Господин посол, экс-министр иностранных дел Израиля Сильван Шалом недавно посетил Тунис. Известно, что до начала палестинской интифады в 2000 году Тунис хотел установить дипотношения с Израилем. Как вы прокомментируете позицию вашего руководства по урегулированию палестино-израильского конфликта?

– Начнем с того, что у нас проживают люди разных национальностей, представлены все мировые религии. Мы ничего не имеем против евреев. Наоборот, в Тунисе есть остров Джерба, место, имеющее мировое значение, где компактно проживает старинная еврейская община, охраняемая государством. Там же находится одна из самых древних синагог Магриба (историческое название Северо-Западной Африки. – «НИ»). Сильван Шалом сам родом из Туниса. У нас нет проблем с Израилем как с государством. Одновременно мы работаем в рамках ЛАГ с целью оказания гуманитарной помощи палестинцам. Мы ратуем за образование независимого Палестинского государства, и чтобы два государства – еврейское и арабское палестинское – жили в мире и согласии. Но пока не решена палестинская проблема, говорить об установлении дипломатических отношений с Израилем рано.

– А что вы думаете о последнем ливано-израильском конфликте и деятельности таких организаций, как «Хезболла» и ХАМАС?

– Тунис во время конфликта соблюдал нейтральную позицию. А с этими организациям у нас нет никаких отношений, мы их не поддерживаем.

– В мире сейчас модно говорить о «цветных» и «цветочных» революциях. В вашей стране революция свершилась еще 19 лет назад. Почему ее называют «жасминовой»?

– Смена власти в Тунисе произошла конституционным путем. Правивший до 1987 года президент Бургиба ушел с поста по старости и болезни. И его место занял тогдашний премьер-министр Зин аль-Абидин Бен Али. Ее называют «жасминовой», потому что, во-первых, она произошла мягко, без всякого кровопролития, а во-вторых, в Тунисе везде произрастают эти цветы.

– В этом месяце отмечалось 50-летие установления дипломатических отношений между Россией и Тунисом. Что сегодня связывает наши страны в первую очередь?

– Сегодня двусторонние отношения довольно разнообразны, хотя еще не достигают желаемого обеими сторонами уровня. В этом году создан Тунисско-российский деловой совет, который должен способствовать развитию наших торговых связей. Туризм – главный источник валютных поступлений в страну, составивших в этом году 1,6 млрд. евро. В 2005 году страну посетило рекордное количество туристов в 6 млн. человек. Поток туристов из России составил 100 тыс. человек.

– А что еще, кроме туризма, связывает Тунис с Россией в экономическом плане?

– Тунис осуществляет поставки сельскохозяйственной, рыбной продукции, в том числе и консервов. Начали поставлять в Россию финики. Все можно купить в московских супермаркетах. В Москве мы провели выставку по рыбной промышленности, а сейчас открыли большой рыбный ресторан. Недавно состоялся обмен фольклорными группами, ваши артисты часто гастролируют у нас. Около тысячи тунисских студентов учатся в российских вузах, а россияне работают в разных сферах в Тунисе.

– Как тунисцам удалось покончить с религиозным радикализмом?

– Радикалы прекратили борьбу, потому что не нашли для себя социальной базы. Проводимые у нас реформы и переход на рыночную экономику позволили достигнуть среднегодового экономического роста в 5%. Целью новой социальной политики, начатой 19 лет назад, является построение высокообразованного, технологичного общества будущего. Сегодня начальное школьное образование приближается к 100%, а более 30% молодых людей учатся в университетах и вузах. Сразу после провозглашения независимости страны в августе 1956 года в интересах тунисской женщины был принят Кодекс личного статуса, открывающий перед ней широкие перспективы свободы и равенства. Сегодня в нашем обществе женщина имеет все права наравне с мужчинами. Кроме того, у нас существует свобода слова, правда, в рамках закона, и свобода в создании партий, за исключением партий религиозной направленности. В результате таких преобразований мы покончили с насилием и террором.

"