Posted 28 мая 2014,, 20:00

Published 28 мая 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:16

Updated 8 марта, 04:16

Дракон взял курс на Арктику

Дракон взял курс на Арктику

28 мая 2014, 20:00
Норвегия в панике. Местные СМИ сообщили, что гигантский участок земли на Шпицбергене выставлен на продажу и его покупателем может стать китайский мультимиллионер Хуан Нубо, за которым стоит правительство Поднебесной. По словам потенциального инвестора, он собирается создать на Шпицбергене базу отдыха для китайских тури

Аналитики предупреждают: Китай заинтересован в создании плацдарма в Арктике, с которого он будет контролировать движение судов по Северному морскому пути между Европой и Азией. Вторая цель Пекина – участие в освоении природных ресурсов Арктики, которая постепенно освобождается от своего ледяного панциря.

Политическая буря разразилась после выставления на продажу участка земли на Шпицбергене размером в 217 кв. километров, расположенного вблизи «столицы» архипелага, городка Лонгиербиен. Этой территорией владеет норвежская семья Хьорт, решившая расстаться с лакомым куском суши из-за конфликта с государственной угледобывающей компанией Store Norske Spitsbergen Kulkompani. Как утверждают владельцы земли, компания блокирует планы Хьортов по строительству шахты.

Собственность семьи Хьорт – одно из двух частных владений на Шпицбергене. Земельными участками на архипелаге площадью около 350 кв. километров владеет российская компания «Арктикуголь». Остальная территория Шпицбергена принадлежит норвежскому государству. «Китай получил шанс приобрести базу в Арктике» – с таким восторженным заголовком на первой странице вышла газета South China Morning Post из Поднебесной, рассказавшая своим читателям о планах Хуана Нубо.

Один из ведущих экспертов по вопросам Арктики, президент Норвежской академии полярных исследований Вилли Остренг выразил удивление по поводу позиции правительства своей страны, допустившего выставление «куска Шпицбергена» на международную продажу. По его словам, территории, подобные той, что собирается продать семья Хьорт, появляются на рынке крайне редко и имеют гигантское геополитическое значение. Норвегия, уверен Остренг, в течение десятилетий всеми средствами препятствовала планам Москвы укрепить свое присутствие на стратегическом архипелаге, поэтому нынешнее бездействие правительства в отношении китайских планов его удивляет.

Хуан Нубо, являющийся сейчас частным инвестором, в прошлом занимал крупный государственный пост и, по мнению ряда обозревателей, по-прежнему выполняет деликатные поручения правительства. В 2011 году он собирался купить кусок территории Исландии, примерно равный по размерам тому, что сейчас выставлен на продажу на Шпицбергене. Официальная версия звучала так же, как и теперь: сооружение туристического комплекса для китайских туристов. Но на самом деле он собирался строить порт, что вызвало протесты исландцев, которые и помешали заключению сделки.

Как рассказал на страницах газеты VG исландский архитектор Ян Ториссон, в Норвегии Хуан Нубо пытается использовать ту же тактику, что провалилась в Исландии. Сначала – инвестиции в культуру (Хуан Нубо уже вложил несколько миллионов долларов в различные культурные проекты в Норвегии), а затем, после приобретения влиятельных друзей на политическом Олимпе, продвижение нужных Китаю стратегических бизнес-проектов.

Напомним, деловая активность на Шпицбергене регулируется международным договором, запрещающим препятствовать хозяйственной деятельности на архипелаге странам – участницам соглашения. Поэтому, по мнению ряда норвежских обозревателей, официальному Осло будет трудно, по примеру Исландии, просто отказать обаятельному китайскому бизнесмену в покупке участка земли. Хотя министерство промышленности Норвегии выступило с заявлением, что ведет переговоры с семьей Хьорт о продаже их собственности государству, реальных рычагов воздействия на владельцев части Шпицбергена у властей нет. Владельцы обижены на свое правительство, не поддержавшее их в споре с государственной угольной компанией. Кроме того, Пекин, стремясь получить базу в Арктике, может предложить за вожделенную территорию сумму, которую не сможет выложить даже богатая Норвегия.

Как считает профессор международного права Бергенского университета Эрнст Нордтвейт, единственным спасением для страны может стать реставрация так называемых «панических законов», принятых в начале прошлого века. Тогда Норвегия была бедной слабой страной на окраине Европы, опасавшейся, что великие державы с помощью практиковавшейся в тот период «дипломатии канонерок» растащат ее по частям. Принятый более ста лет назад пакет законов запрещал продавать иностранным подданным или другим странам значительные территории Норвегии или отдавать их в концессию. В 1994 году юридические «архаизмы» были отменены. Теперь, как уверяет профессор Нордтвейт, в связи с обострившейся борьбой за Арктику и активностью Китая в этой сфере законодательная стена должна быть вновь возведена.

"