Posted 28 мая 2008,, 20:00

Published 28 мая 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:15

Updated 8 марта, 08:15

Отыгранная Джакарта

Отыгранная Джакарта

28 мая 2008, 20:00
Вчера министр энергетики и минеральных ресурсов Индонезии Пурномо Юсгианторо заявил о решении своей страны выйти из числа членов ОПЕК. Хотя Индонезия не является крупным экспортером и ее членство в картеле вроде бы не имело большого экономического значения, этот демарш снова поднял вопрос о том, нужна ли еще кому-то эт

Большой неожиданностью выход Индонезии из ОПЕК не стал: еще 6 мая индонезийский президент Сусило Бамбанг Юдойоно заявил, что Индонезия теряет статус страны, активно экспортирующей нефть (сегодня она добывает менее миллиона баррелей в день), поэтому ее членство в ОПЕК надо переосмыслить. По словам президента, Джакарта должна сконцентрировать усилия на увеличении добычи нефти. Это, впрочем, будет непросто: месторождения и оборудование в стране стареют, а инвестиции для их обновления не поступают. Тем временем в стране все большую силу приобретают массовые демонстрации протеста против роста цен на нефтепродукты.

Эксперты считают, что выход Индонезии не окажет существенного влияния на рынок нефти: «Доля добычи Индонезии в ОПЕК и тем более в мире – мизерная, представители этой страны никогда не были заметны своими заявлениями или предложениями на заседаниях членов картеля, – отметил в интервью «НИ» аналитик ИК «Атон» Вячеслав Буньков. – Куда более серьезные потрясения могут произойти, если из картеля выйдут такие крупные поставщики, как Иран и Венесуэла, которые уже изъявляли подобные намерения».

С ростом цен на нефть картель начинает постепенно терять свою привлекательность не только для тех стран, у которых кончаются ее запасы.

«ОПЕК уже совсем не та организация, какой она была в 70-х – 80-х годах, – рассказал «НИ» директор Института проблем нефти и газа Анатолий Дмитриевский. – Да что там говорить – еще в прошлом августе фьючерсы на октябрь продавали по 70 долларов за баррель, в два раза дешевле, чем сейчас. До последнего времени смысл картеля был очевиден – поддерживать цену на высоком уровне. Сейчас, когда она и так сильно завышена, а большинство стран держат добычу на максимуме, особой роли ОПЕК уже не играет. Исключение составляет разве только Саудовская Аравия и пара соседних с нею стран, которые еще могут ускорить добычу».

Действительно, из 32 миллионов баррелей в день, которые могут добывать сегодня все страны ОПЕК, сейчас они уже производят больше 30, причем только Саудовская Аравия может реально увеличить экспорт существенно, на 2 млн. баррелей в день, все остальные страны – не более чем на сотню тысяч. При этом Саудовская Аравия всегда была единственной страной, способной договориться с США и соблюдавшая эти договоренности. Но если нельзя увеличить добычу – то нет особого и смысла выходить из ОПЕК.

«Конечно, выход Индонезии не улучшает дисциплину в самом ОПЕК, но особой мотивации для других государств покидать организацию нет, – заявил «НИ» президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев. – Крупные экспортеры, которые реально могут повлиять на мировые цены, по этому пути не пойдут, понимая, что все равно не смогут увеличить добычу и заработать на этом».

"