Posted 28 апреля 2011,, 20:00

Published 28 апреля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:29

Updated 8 марта, 06:29

Деньги на почку

28 апреля 2011, 20:00
В Швеции всерьез обсуждается тема, которая еще совсем недавно была под абсолютным запретом. Страна столкнулась с дефицитом доноров для трансплантации человеческих органов. В десятимиллионной стране в очереди только на трансплантацию почек стоят 750 человек, причем 30 из них ежегодно умирают, не дождавшись операции.

Компания по изучению общественного мнения SIFO провела опрос, заказанный общественным радио. «Готовы ли вы продать свою почку губернским властям за 300 000 крон (около 35 тысяч евро)?» – спросили шведов. Оказалось, что в благополучной Швеции 22% опрошенных выразили готовность совершить подобную сделку. «Наша страна подписала конвенцию ООН о запрете торговли человеческими органами, но растущая необходимость в них вынудит изменить национальное законодательство», – прокомментировал эти результаты профессор Стокгольмского университета Турбьорн Тэнншьо. Несмотря на негативную реакцию правительства на проведенный опрос, тема стала активно обсуждаться в СМИ. Ведь с нехваткой в больницах органов для пересадки сталкиваются многие, даже королевская семья. В 2009 году жениху шведской кронпринцессы Виктории Даниэлю Вестлингу, страдавшему врожденным заболеванием, была пересажена почка. Чтобы дождаться пересадки, ему пришлось бы находиться в очереди пять лет. К счастью, донором согласился стать его отец, о чем он сам заявил прессе. История наделала много шума.

Недавнее исследование, проведенное Стокгольмским университетом, показало, что Швеция, несмотря на интенсивную пропагандистскую кампанию, откатилась на последнее место в Европе по числу желающих безвозмездно передать после смерти свое тело трансплантологам. Как оказалось, причиной этому стали родственники умерших. По закону они вправе заявить, что в последний момент их близкий, согласившийся стать донором, изменил свою волю. Смерть – всегда шок для семьи, особенно если она наступила внезапно и унесла жизнь молодого человека. Но именно жертвы автомобильных аварий или травм преобладают во всех странах среди доноров. Родственникам, и без того потрясенным внезапным уходом близкого человека, кажется кощунством просьба врачей: мол, простите, медицина оказалась бессильна, не согласитесь ли вы отдать умершего на запчасти? Многих из них крайне возмущает манера, в которой шведские медики обращаются с подобными просьбами. Часто врачи избегают родственников во время лечения, а в общение вступают, лишь когда понадобилось попросить согласие на трансплантацию.

В Испании, лидирующей в Европе по числу доноров, существует совсем иная традиция общения врачей и родственников пациента. Их не отталкивают, им сообщают о ходе лечения, с ними просто по-человечески разговаривают. В результате устанавливается эмоциональная связь между врачами и семьей пациента, плоды которой проявляются в желании близких сотрудничать с больницей после смерти родного человека. Кроме того, как свидетельствуют опросы, многие шведы отмечают, что им было бы легче решиться завещать свое тело на трансплантацию и согласиться на это в отношении своих умерших родственников, если бы они знали, для кого предназначены органы. А разглашать подобную информацию шведскими законами запрещается.

Специалисты, настаивающие на закупке человеческих органов за госсчет, приводят пример Ирана. Это единственная страна в мире, где государство платит желающим продать свою почку, и очередей на трансплантацию там в отличие от остальной планеты просто не существует. Как утверждают сторонники этой идеи, закупка органов обойдется государству дешевле, чем поддержание жизни годами ожидающих трансплантации. Ведь диализ для одного почечника обходится почти в 70 тыс. евро в год. Шведские медики считают, что прямого копирования иранского опыта можно избежать. По мнению исследователей Линчепингского университета, нужно оплачивать за госсчет похороны доноров, но на сумму, не большую чем 4 тысячи евро. «Это подвигнет родственников дать разрешение на изъятие органов у трупов, но благодаря незначительности суммы вознаграждения не будет стимулировать жадность», – отстаивают свою точку зрения ученые на страницах газеты Aftonbladet. Тем не менее государственные чиновники категорически выступают против предложений энтузиастов подобной «медицинской революции». «Мы не поддадимся искушению заняться скупкой органов, этические последствия таких действий непредсказуемы», – заявил министр социальных вопросов Йоран Хэгглунд.

"