Posted 26 декабря 2006,, 21:00

Published 26 декабря 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:44

Updated 8 марта, 08:44

Самый трудный Новый год

Самый трудный Новый год

26 декабря 2006, 21:00
Наступающий Новый год для Болгарии особый, ведь эта страна, как и ее северная соседка Румыния, с 1 января вступает в Евросоюз. Впрочем, болгары по-разному относятся к своим европейским перспективам.

Можно услышать и вполне обоснованные сетования по поводу неизбежного (таково условие Брюсселя) закрытия Козлодуйской АЭС со всеми вытекающими отсюда последствиями для «простых» граждан страны, и шутки насчет того, что в различных исторических перипетиях Западная Европа неизменно проигрывала, когда к ней присоединялась Болгария, – в этой связи прежде всего вспоминают германский опыт в двух мировых войнах.

Шутят и на софийских базарах. «Эй, мужик, продай помидоры подешевле, или их сам Валик Радиатор выращивал?» Предновогодние цены действительно кусаются, а Валиком Радиатором в народе прозвали шефа столичной службы коммунального отопления Валентина Димитрова. Прокуратура никак не может разобраться, сколько миллионов евро, квартир и дач он и четыре его зама сумели приватизировать. Ведь усиление борьбы с коррупцией также стало одним из главных условий приема Болгарии в ЕС.

Вообще антикоррупционная кампания в болгарском обществе набирает обороты. Так, в результате семимесячной полицейской операции на границе с Грецией выяснилось, что семеро из двадцати сотрудников здешнего таможенного управления благодаря фальсификации финансовых документов прикарманили более двух с половиной миллионов евро. Потом замминистра внутренних дел Камен Пенков объявил о предъявлении обвинений 15-ти бывшим министрам и губернаторам. Затем возбудили дело против одного из членов Высшего судебного совета Болгарии. Следом 11 депутатов парламента были лишены иммунитета. Обвинение повсюду одно и то же: «Использование служебного положения в коррупционных целях». Более того, под нажимом представителей Еврокомиссии налоговое ведомство и прокуратура занялись проверкой происхождения средств, вложенных в модернизацию популярного горнолыжного курорта Пампорово.

Все это внушало бы неизменный оптимизм, не возникни одно «но». Выяснилось, что шеф комиссии по установлению преступно нажитого имущества профессор Стоян Кушлев сам назначил себе зарплату, в несколько раз превышающую месячный заработок премьера. Еще один предновогодний скандал! «Рыба начинает вонять с головы», – подобные ремарки появились сразу в нескольких болгарских газетах.

Софийский корреспондент «НИ» провел собственный мини-опрос. Звонил знакомым и незнакомым людям, интересуясь, какая проблема волнует их в первую очередь перед вступлением страны в Евросоюз (половина опрошенных – жители столицы, половина – провинциалы). Не претендовал на социологическое исследование, просто хотелось поговорить с людьми напрямик, без всякого лукавства. Самой большой проблемой после «обнищания масс за последние годы» люди назвали коррупцию. Как «неплохая» была названа работа правительства по борьбе со взяточничеством.

Но борьба с коррупцией – лишь малая толика задач, которые предстоит решить болгарскому обществу, получившему приглашение в Объединенную Европу. На этой неделе Брюссель уже предупредил, что европейское воздушное пространство будет закрыто для болгарских самолетов до тех пор, пока Болгария не выполнит все требования Евросоюза по контролю за перевозками и безопасностью пассажиров. Одновременно Софии напомнили и другое условие вступления Болгарии в ЕС – необходимость скорейшей остановки двух реакторов Козлодуйской АЭС. Таким образом болгарам предстоит затянуть пояса, экономя электроэнергию, а параллельно решать неизбежные проблемы с соседями. Недовольство закрытием этой АЭС, например, выражает Турция, импортирующая электроэнергию из Болгарии. Причем, как сообщил корреспонденту «НИ» источник в болгарском МИДе, правительство вполне могло бы и поторговаться с ЕС, поскольку в Еврокомиссии изначально не было единого мнения насчет Козлодуйской АЭС. «Но все мы выросли из социализма. Как говорится, «партия сказала – надо» и мы забыли о таком полезном политическом инструменте, как дипломатия».

"