Posted 26 октября 2005,, 20:00

Published 26 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:20

Updated 8 марта, 09:20

Большая премьерская ось

Большая премьерская ось

26 октября 2005, 20:00
Состоявшийся вчера в Москве саммит премьер-министров стран–членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) наделал много шума. Сначала огоньку подбросила влиятельная американская газета «Крисченс сайенс монитор», усмотревшая в происходящем попытку создания восточного противовеса НАТО под эгидой России и Китая. А зат

В среду утром глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев поспешил парировать выпады аналитиков из «Крисченс сайенс монитор», подчеркнув, что эта газета «следует классической логике многих американских аналитиков, которые считают, что все, что происходит в мире без участия США, заведомо направлено против этой страны». В любом случае вопросы безопасности действительно оказались в центре внимания вчерашнего саммита. Тем более что еще в прошлом году была создана Региональная антитеррористическая структура со штабом в Алма-Ате, а последние события на постсоветском пространстве лишь подтвердили ее необходимость. Здесь весьма кстати пришелся опыт Индии и Пакистана, участвовавших в совещании в качестве наблюдателей (наряду с Ираном и Монголией). Ранее министр иностранных дел Пакистана Хуршид Махмуд Касури рассказывал корреспонденту «НИ» о том, что совместные действия по борьбе с терроризмом в рамках ШОС могут стать краеугольным камнем реального политического сближения таких в недавнем прошлом непримиримых антагонистов, как Дели и Исламабад.

Естественно, что премьер-министры России, Китая, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана (действующих членов ШОС) не могли обойти стороной и афганскую проблематику. «Крисченс сайенс монитор» даже предположила, что в Москве начнется создание новой «контактной группы» по этой стране. Президент Афганистана Хамид Карзай участвовал в 2004 году в ташкентском саммите ШОС в качестве гостя, тогда говорилось о предстоящем приеме его страны в это объединение в статусе наблюдателя. Однако на вчерашней встрече афганской правительственной делегации не было. На вопрос «НИ», чем это вызвано, завсектором Афганистана Института востоковедения РАН Виктор Коргун заметил, что возможны две причины: «С одной стороны, афганским властям сейчас просто не до этого. Подсчитали голоса на выборах, нужно формировать парламент, проблем хватает. С другой – не достигнут еще должный уровень взаимного доверия. Тот же Китай очень осторожно относится к нынешним кабульским властям».

Что касается кулуарной стороны встречи, наверное, в ближайшее время мы станем свидетелями того, какие конкретно неофициальные договоренности были здесь достигнуты. Во всяком случае, как подчеркнул «НИ» один из высокопоставленных российских дипломатов, «в ШОС позиция России просматривается четче и выглядит прагматичнее, чем на «посиделках» в рамках СНГ и ОДКБ (Организации договора о коллективной безопасности. – «НИ»)».



КОММЕНТАРИЙ

Юрий ГАЛЕНОВИЧ, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, профессор:

– ШОС не имеет никакого отношения к противостоянию НАТО. Пожалуй, главное, почему саммиты этой организации стали вызывать нервную реакцию за океаном, – демонстративное укрепление доверия между Москвой и Пекином, ярким проявлением чего стали первые совместные российско-китайские маневры, проводившиеся в августе этого года. Китайцы не случайно говорят о «духовном взаимопонимании» – оно традиционно начинается с партнерства между военными. Первый подобный опыт относится к началу 1950-х годов, когда два китайских маршала присутствовали на учениях с применением элементов атомного и химического оружия. У ШОС же есть перспектива стать постоянной «горячей линией» по информобмену в сфере безопасности. Говорить о военном союзе между КНР и Россией не имеет смысла, поскольку китайцы принципиально не вступают ни в какие военные блоки. Американцы же особо занервничали после центральноазиатского турне госсекретаря Кондолизы Райс. Вопреки ожиданиям получилось, что Вашингтон не очень-то может повлиять на внутриполитическую ситуацию в бывших советских республиках, которые в большей мере склонны ориентироваться на Россию. Однако нервозность никогда не дает позитивных результатов: американцы провоцируют Москву и Пекин на то, чтобы они сказали нет военному союзу между собой. А что дальше? Для России и Китая важнее снять последние шероховатости в двусторонних отношениях.

"