Posted 26 июня 2006,, 20:00

Published 26 июня 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:12

Updated 8 марта, 09:12

Страсти по Арктике

26 июня 2006, 20:00
Норвегия готовится стать арктической супердержавой, присоединив к себе морские пространства от береговой линии до Северного полюса, многократно превышающие ее нынешнюю территорию. Несколько государств (и Россия в том числе) заканчивают промеры на шельфе в Арктике, готовясь подать заявки в Комиссию по морскому праву ООН

Другие государства не признают такую трактовку договора о Шпицбергене, разрешающего свободную хозяйственную деятельность на островной группе всем желающим. Уже сегодня на спорной территории периодически вспыхивают «рыбные» войны, а вскоре им на смену придут «нефтяные» и «газовые».

Для защиты своих полярных владений, сегодняшних и будущих, Норвегия приняла дорогостоящую программу укрепления военно-морского флота. Первой группой кораблей, которым предстоит защищать норвежскую Арктику от посягательств извне, стала серия суперфрегатов ледового типа, названных в честь знаменитых норвежских путешественников и исследователей: «Фритьоф Нансен», «Руаль Амундсен», «Отто Свердруп», «Хельге Ингстад» и «Тур Хейердал».

Эти корабли нового поколения напичканы электроникой в такой степени, что служить на них должны офицеры со специальным техническим образованием, которого прежде защитники скандинавского отечества не имели. 500 человек экипажей суперфрегатов проходили переподготовку за границей, а ее стоимость за два года составила на каждого офицера по нескольку сотен тысяч долларов.

И вот масштабный проект стоимостью почти в три миллиарда долларов оказался на грани срыва. Как признался в интервью газете «Афтенпостен» командующий ВМС Норвегии Хокан Тронстад, арктические фрегаты, первый из которых уже встал на боевое дежурство, а последний в серии вступит в строй в 2009 году, могут остаться без команд. Офицеры, обученные для службы на этих кораблях, в массовом порядке покидают ВМС, предпочитая более высокооплачиваемую и спокойную гражданскую работу. Особенно преуспели в переманивании военных офшорные компании, для которых требуются специалисты схожего профиля и столь же высокой компетенции.

«Каждый раз, когда кто-то из команды уходит «на гражданку», возникает серьезная проблема для всего корабля, – признается командир «Фритьофа Нансена» Хальвард Флесланд, – нам приходится брать подмену со второго фрегата той же серии, «занимать» офицеров со старых кораблей, не имеющих соответствующих технических навыков, или выходить в море с недоукомплектованным экипажем».

Командующий ВМС Хокан Тронстад, вторя своему подчиненному, утверждает, что нехватка офицеров столь велика, что парламенту скоро придется обсуждать вопрос о снижении числа новых кораблей, выходящих на боевое дежурство. Военно-морской флот Норвегии и раньше сталкивался с проблемой перехода молодых офицеров на гражданскую службу, но этот процесс никогда не принимал таких масштабов, как в случае с экипажами суперфрегатов. Объяснение тут одно: «золотые полтысячи» столь квалифицированны, что им трудно устоять под давлением соблазнительных предложений частных фирм.

Некоторые норвежские политики, пытаясь остановить утечку кадров в ВМС, предлагают перейти на систему долгосрочных контрактов для офицеров. Однако командование ВМС отметает этот путь как тупиковый. «Если мы будем связывать молодежь долговременными обязательствами, многие вообще откажутся проходить специальную переподготовку, – уверяет командующий ВМС.


Военные США и Норвегии призывают на службу акул и родственников трески

"