Posted 25 августа 2009,, 20:00

Published 25 августа 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:15

Updated 8 марта, 07:15

Нефть дороже гордости

25 августа 2009, 20:00
Сегодня правительство Ливии соберется на специальное заседание, чтобы рассмотреть извинения президента Швейцарии Ханса Рудольфа Мерца за прошлогодний инцидент, в ходе которого сын полковника Каддафи Ганнибал и его жена были арестованы женевской полицией по обвинению в избиении своих слуг. Тем временем в Альпийской конф

На прошлой неделе во время поездки в Триполи прагматичный президент Швейцарии решил, что гордость не стоит нефти, поставки которой, как и все деловые контакты с Берном, Ливия заморозила (подробнее об этом «НИ» сообщали 21 августа). Выступая по ливийскому телевидению, Ханс Рудольф Мерц принес извинения гордым бедуинам. Вернувшись домой, президент заявил, что у него не было выбора, и взял полную ответственность за свои слова. Поступок, надо сказать, мужественный, потому что его поведение в Ливии вызвало на родине острую критику.

Министр юстиции Швейцарии Эвелине Видмер-Шлумпф в интервью газете Sonntag публично обвинила главу государства в превышении полномочий, которые он имеет согласно федеральной конституции. Ее поддержали и другие члены кабинета. Столь резкая реакция свидетельствует о том, что Ханс Рудольф Мерц действовал в Триполи по собственной инициативе и никого в верхних эшелонах швейцарской власти о своих намерениях не предупреждал. Местная пресса и политики критикуют президента и за то, что он заключил невыгодную сделку – вернулся домой без двух швейцарских бизнесменов, которые больше года находятся в Джамахирии фактически на положении заложников. В Триполи г-ну Мерцу лишь устно пообещали разрешить им покинуть страну в течение недели.

Скандал с инициативой президента уникален тем, что подобные события в политической жизни Альпийской конфедерации, славящейся своей стабильностью и самым децентрализованным правительством на Западе, происходят крайне редко. Напомним, что в Швейцарии нет поста премьер-министра, а президент выполняет чисто формальные функции. Страной руководит Федеральный совет, состоящий из семи членов, которые представляют пять политических партий. Сменяя друг друга, они по году исполняют обязанности номинального главы государства. В этом году выполнять почетную миссию выпало Хансу Рудольфу Мерцу, министру финансов по основной должности.

Конечно, улаживать конфликты в межгосударственных отношениях должны дипломаты, но у швейцарского МИД ничего не получается. Поэтому Мерц и решил взять на себя функции Мишлин Кальми-Ре, министра иностранных дел, которую уже много месяцев критикуют за неспособность помириться с Каддафи. Резкая реакция на извинения президента объясняется еще и тем, что из-за децентрализованной политической системы швейцарская юстиция в большей мере находится в компетенции кантональных властей, а не федерального правительства. Между тем правительство кантона Женевы до сих пор считает действия своей полиции, арестовавшей в прошлом году Ганнибала Каддафи, правильными.

Скандал в Швейцарии очень напоминает британский, который разгорелся в конце прошлой недели в связи с освобождением террориста Меграхи, отбывавшего пожизненный срок за взрыв в 1988 году пассажирского самолета над местечком Локерби в Шотландии. Несмотря на все требования, звучащие из-за океана, и недовольство общественности в самой Великобритании, премьер-министр Гордон Браун по-прежнему отказывается комментировать действия шотландских властей, отпустивших бывшего сотрудника ливийских спецслужб умирать на родину. Браун говорит, что у него нет времени на объяснения и комментарии, хотя поздравить национальную команду по крикету, победившую австралийцев, он все же успел. Отдуваться за правительство, судя по всему, придется принцу Эндрю, среднему сыну королевы Елизаветы. Он должен был представлять королевство и Виндзоров на праздновании сорокалетия независимости Ливии, но из-за растущих протестов, вызванных освобождением Меграхи, был вынужден отказаться от поездки.

"