Posted 25 июля 2006,, 20:00

Published 25 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:15

Updated 8 марта, 09:15

Жертвы «Стальной паутины»

Жертвы «Стальной паутины»

25 июля 2006, 20:00
Вчера в течение дня израильское командование и руководство «Хезболлы» спорили, в чьих руках находится населенный пункт Бинт Джбайль, считающийся неформальной столицей ливанских исламистов. Пока противники мерились своими амбициями, мирное население гибло под ракетно-бомбовыми ударами. Южный Ливан методично «вбомбливаю

Во время израильской оккупации южного Ливана в 1982–2000 годы Бинт Джбайль, расположенный у восточной части ливано-израильской границы, считался центром ливанского сопротивления и получил известность как «столица «Хезболлы». До начала последней военной акции Израиля здесь проживали около 30 тыс. человек. Но со вчерашнего дня большинство из этих людей уже стали беженцами. Бои за Бинт Джбайль, продолжавшиеся несколько дней, для израильской армии были нелегкими. Как рассказал «НИ» корреспондент ТВ «Дубай» Али Эль Араб, побывавший в Южном Ливане, «приграничные столкновения показали израильтянам, что одними вертолетами «Апач» и запусками с ракетных установок им не обойтись: авиаудары бьют главным образом по мирному населению, в то время как бойцы «Хезболлы» мобильно передвигаются по местности, используя всевозможные укрытия».

Командование Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) вчера признало факты гибели двух солдат и подрыва одного танка (сирийские источники говорили о пяти). Не обошлось и без ошибок – один из «Апачей» обстрелял своих, ранив пятерых военнослужащих. Кроме того, представители ЦАХАЛ сообщили о том, что убиты, по крайней мере, 10 боевиков «Хезболлы», а два бойца этой организации попали в плен. Напомним, что в руках самой «Хезболлы» также находятся двое солдат противника, из-за чего, собственно говоря, и началась нынешняя война.

Фото: WWW.BUBBLESHARE.COM

Захват Бинт Джбайля, если это все же произошло, в актив ЦАХАЛ можно записать с большой натяжкой, как и взятие деревни Марун ар-Рас: эти населенные пункты, захватывать которые пришлось в течение нескольких дней, расположены у самой границы, а ведь подобных укрепрайонов немало на всей территории Южного Ливана. Может быть, недовольство темпами нынешней военной операции и объясняет особую ожесточенность, с которой обрушиваются на ливанские города и поселки удары с воздуха…

Контроль над треугольником приграничных населенных пунктов Марун ар-Рас – Бинт Джбайль – Айтрун очень важен для Тель-Авива, так как именно с этого плацдарма боевики «Хезболлы» постоянно обстреливают северные районы Израиля реактивными снарядами. Военные аналитики считают, что после Бинт Джбайля израильтяне попытаются выйти в тыл отрядам «Хезболлы». Для этого в Ливан готовятся войти новые танковые колонны.

Вчера израильские ВВС снова бомбили Бейрут, как и портовый город Тир, где сохранились уникальные памятники античной эпохи. Причем в Тире уже заканчиваются запасы продовольствия и воды, ощущается острая нехватка медикаментов. Очевидцы свидетельствуют, что спасатели не успевают вытаскивать людей из-под обломков, не хватает инженерной техники. По оценке наблюдателей ООН, ливанская операция ЦАХАЛ с характерным названием «Стальная паутина» преследует цель провести «зачистку от террористов» пограничной зоны к югу от реки Литани и воссоздать де-факто буферную зону, существовавшую когда-то в Южном Ливане.

Муфид КОТЕЙШ, профессор Ливанского государственного университета (Бейрут):
– Израиль продолжает свои операции на крайнем юге Ливана, где-то в 200 метрах от ливано-израильской границы. Дальше израильтянам продвинуться не удается. Но окрестные деревни они бомбят очень сильно. Бейрут же стали атаковать более выборочно, чем в прежние дни, делая упор на его южные пригороды (считается, что здесь важные базы «Хезболлы»). В городе удалось восстановить ретрансляторы, а значит, и мобильную связь. На юге же Ливана нет ни транспорта, ни электричества, не хватает воды и, что самое главное, – крайний дефицит лекарств. Причем в разных населенных пунктах до 70% раненых при бомбардировках – дети. Самое ужасное, когда местные жители получают от израильтян предупреждение о необходимости покинуть дома, которые могут подвергнуться бомбардировкам, а затем ракеты накрывают именно этих людей. При этом ливанская армия практически не участвует в боевых действиях, как и шиитское движение «Амаль», объявившее себя союзником шиитской же «Хезболлы». Только в отдельных случаях солдаты открывают огонь по израильской авиации. Но бойцы «Хезболлы» сражаются отчаянно, и я думаю, что израильтяне просто не ожидали такого сопротивления. Полагаю, что война затянется не меньше, чем на месяц. О приезде госсекретаря США Кондолизы Райс на Ближний Восток можно сказать, что вместо мирных инициатив она привезла план капитуляции для всех ливанцев.

Евгений САТАНОВСКИЙ, президент Института Ближнего Востока (Москва):
– Чрезвычайная нестабильность и упорное сопротивление израильтянам со стороны отрядов ливанской террористической организации «Хезболла», накладывающиеся на коллапс экономики, – вот нынешняя ситуация в Ливане. Чрезвычайная неустойчивость характерна и для севера Израиля, где уже сегодня около одного миллиона человек являются беженцами. Люди просто бегут от ракет «Хезболлы» и не требуют поддержки мирового сообщества. Израиль решает все эти вопросы. Правда, если не удастся предотвратить поступлений через сирийскую территорию из Ирана боеприпасов, ракет и оборудования, а также приезда добровольцев, конфликт может приобрести затяжную форму, возможно, перерастет и в региональную войну. Дипломатические усилия, которые призваны изолировать «Хезболлу» благодаря выводу Сирии из игры, тоже не приносят результатов, хотя здесь фактически на стороне Израиля оказались его арабские соседи (у которых свои счеты с радикальными исламистами) и США.

Вячеслав КОВАЛЬЧУК, начальник регионального отделения стран Африки и Ближнего Востока компании «Аэрофлот» (Бейрут):
– В Бейруте пока еще есть вода и продовольствие, магазины, по крайней мере до обеда, работают. В других районах страны – гораздо хуже. Офис «Аэрофлота» находится в центре города, поэтому нам не особо страшно при бомбежках. Гораздо опаснее жить в южных пригородах ливанской столицы. Мы проводим все перевозки через Дамаск, в том числе если у людей билеты Бейрут – Москва (сейчас не до формальностей), пока не восстановят Бейрутский аэропорт.

Подготовили Алексей АНДРЕЕВ, Ирина РЕБИЗОВА


Михаил ГЕРЧИК, военный эксперт, участник Ливанской войны 1982 года, подполковник запаса Армии обороны Израиля (Иерусалим):
– Нынешняя война совсем не похожа на события 1980-х годов. В 1982 году ливанские шииты, которым надоели отряды палестинского движения ФАТХ, ведшие себя в Ливане как оккупанты, видели в израильтянах освободителей и встречали их цветами. Если бы тогда израильские войска вовремя покинули территорию Страны кедра, то нынешняя политическая ситуация могла быть совершенно иной. Но израильтяне остались, и местное население уже их стало воспринимать как оккупантов. Благодаря чему шиитская «Хезболла» завоевала признание как «антиоккупационная, патриотическая сила». Нынешняя война в Ливане может затянуться еще на несколько недель. Однако она не развяжет весь ближневосточный узел и без политического решения станет всего лишь этапом к новой войне. Конечно же, проиграть на поле боя израильтяне позволить себе никак не могут. В этом случае арабский мир, в котором победят исламистские радикалы, пощады знать не будет. По большому счету такого расклада опасаются даже умеренные арабские режимы, которые в случае успеха радикалов будут просто сметены. Следует иметь в виду, что боевые столкновения в секторе Газа и в Южном Ливане резко отличаются друг от друга. В Газе израильским военным противостоят боевики, вооруженные легким стрелковым оружием, гранатометами и самодельными взрывными устройствами. В Южном Ливане действует профессиональная (без всяких скидок) армия, использующая противотанковые управляемые ракеты, минометы и тяжелые пулеметы. Причем здесь надо учитывать, что политическое руководство Израиля не ставит целью уничтожение «Хезболлы» как партийной организации. «Хезболла» должна разоружиться – это однозначное требование. Только после этого она станет легитимной частью политической системы Ливана.

Записал Валентин БОЙНИК, Иерусалим

"