Posted 23 декабря 2008,, 21:00

Published 23 декабря 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:54

Updated 8 марта, 07:54

Сердце «крестьянина»

Сердце «крестьянина»

23 декабря 2008, 21:00
В ночь с понедельника на вторник скончался один из политических долгожителей тропической Африки – 74-летний президент Гвинеи Лансана Конте (на фото), правивший с 1984 года. По конституции верховная власть должна была на время перейти к спикеру парламента. Однако вчера власть в стране захватила группа военных.

Генерал Конте, пришедший к власти в результате бескровного переворота, много лет постепенно переводил страну в русло гражданского правления и лишь в прошлом году был вынужден ввести чрезвычайное положение. ЧП было вызвано наплывом беженцев из бесконечно воюющих соседних Либерии и Съерра-Леоне и недовольством населения поведением иностранных компаний, среди которых особо выделялся российский РУСАЛ.

Дело в том, что Гвинея занимает второе место в мире (после Австралии) по добыче бокситов – сырья для алюминия. Конкуренция в этой сфере всегда была чрезвычайно жесткой. Но российской компании удалось занять здесь весьма прочные позиции, завладев целым рядом предприятий, вплоть до глиноземного завода в городе Фриа. Постоянное расширение производства вынуждало местных крестьян сокращать посевы. Не меньшее возмущение у них вызывала и кадровая политика зарубежных гостей, то нанимавших, то увольнявших людей по собственному усмотрению. Все это привело к массовым беспорядкам, начавшимся в прошлом году и повторившимся минувшим летом и осенью. В итоге гвинейские власти занялись пересмотром ранее заключенных контрактов.

«У меня сердце крестьянина, а голова военного», – любил повторять президент Конте. Последнее время он все чаще стал вступаться за «обижаемых» иностранцами крестьян. Здоровье, однако, подводило. Диабет и недавно обнаруженная врачами лейкемия побуждали к затворничеству. Стало просто не до крестьянских проблем. Конте не оставил преемника. Как, впрочем, и его предшественник первый президент Гвинеи Ахмед Секу Туре, в свое время пытавшийся построить социализм из гремучей смеси идей Маркса, Тито и Мао Цзэдуна.

Надо сказать, что, придя к власти после смерти вождя-экспериментатора, Лансана Конте заявил: страна не пойдет «ни влево, ни вправо». А через девять лет решился на многопартийные президентские выборы. Избирательная кампания получилась азартной, с путешествиями по стране на вертолете и высадками в самых неожиданных местах. Однако победа с 51,7% голосов сначала отрезвила, а потом и вовсе напугала генерала, по старинке рассчитывавшего на «всенародную любовь». Тем более что в затылок дышала оппозиция, выступавшая в защиту разных этнических и социальных групп.

Как заметил «НИ» один из весьма успешных гвинейских предпринимателей Усман Диалло, мало кто возьмется предсказать дальнейшую судьбу этой африканской республики, которой «на протяжении всей истории природные богатства доставляют сплошные беды».

"