Posted 23 декабря 2004,, 21:00

Published 23 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:35

Updated 8 марта, 09:35

Законная экспроприация

23 декабря 2004, 21:00
У Минска и Москвы очередная проблема – массовая конфискация белорусской таможней российских грузов. На этой неделе ее поднял российский премьер Михаил Фрадков, посетивший Белоруссию с официальным визитом.

Первым по этому поводу забил тревогу посол РФ в Белоруссии Александр Блохин еще год назад. По его словам, конфискация белорусами российских грузов, причем самых дорогих, «носит организованный характер и с каждым годом растет в объемах». Блохин привел такие данные: в 2000 году объем изъятых у россиян товаров составил 15 млн. долларов, в 2001-м – 30, в 2002-м – 60 млн. В минувшем и нынешнем годах, по информации источника в российском правительстве, стоимость конфиската достигла 80 млн. долларов. Впрочем, бизнесмены и экономисты считают, что эту цифру смело можно умножить на три, и тогда получится реальная картина.

Российская сторона говорит о том, что причины, по которым конфискуется дорогостоящий товар, во многих случаях абсолютно надуманны. Пример: белорусские таможенники цепляются к какой-нибудь неточности в документах (таковым может быть неполный адрес пункта назначения). И все – дело передается в суд. А он принимает решение – обобрать в пользу государства.

Белорусские власти претензии россиян напрочь отвергают. Аргумент приводится такой: мы ловим и конфискуем контрабанду, а она, как известно, не имеет национальности. Руководитель белорусского Государственного таможенного комитета Александр Шпилевский даже заявлял, что у Белоруссии и России общее таможенное пространство и россияне должны быть благодарны, что бдительная белорусская таможня защищает их от контрабанды. По его словам, задерживаются только те грузы, которые провозятся под мнимыми названиями. Например, везут якобы тротуарную плитку, а на самом деле в коробках дорогая бытовая техника. Еще одна отговорка белорусских таможенников – в основном, мол, задерживается товар, который не имеет ни места происхождения, ни пункта назначения. Как можно в этом случае говорить о его «национальности». Любопытно, что, несмотря на строгость белорусской таможни, «контрабандисты» все равно везут грузы через территорию республики, причем все больше и больше. Соответственно растут и таможенные отчисления в белорусскую казну.

Конфискованные стройматериалы используются в строительстве государственных объектов, и они обходятся дешевле. «Бесхозные» автомобили оказываются в гаражах министерств и ведомств, а столы-стулья – в кабинетах чиновников. Злые языки из оппозиции говорят, что и в личное пользование они могут присмотреть себе что-нибудь из конфиската по смешным, «коммунистическим» ценам.

Не забывает власть и о народе. В последнее время в Белоруссии открыта сеть специальных – «русских» магазинов, которые реализуют конфискованные товары. Соответствующие отделы появились и в крупных универмагах. Очереди здесь куда длиннее, чем за обычными товарами: конфискат продается дешевле на 10–30%.

В общем, белорусские власти по полной программе используют выгодное транзитное положение республики, зарабатывая, правда, не на транзите, а, по их же утверждению, на «законной экспроприации».




Лукашенко пугают революцией

"