Posted 23 сентября 2003,, 20:00

Published 23 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Взвинченная Грузия

Взвинченная Грузия

23 сентября 2003, 20:00
Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе заявил недавно о том, что перед парламентскими выборами и в ходе самих выборов полиция страны будет переведена на казарменное положение. Это нужно, по его словам, потому, что слишком высок накал предвыборных страстей, которые могут вылиться в «социально опасные эксцессы криминального

Планы президента ввести чрезвычайное положение наиболее ярко и емко характеризует происходящее в Грузии. Для многочисленных оппонентов Шеварднадзе, идущих на выборы 2 ноября плохо сплоченными, но оптимистичными рядами, инициатива президента стала новым поводом для критических высказываний.

Спикер парламента Нино Бурджанадзе заявила, что власти практически отказались от проведения избирательной кампании, потеряв надежду заручиться поддержкой населения. Вместо этого они заняты тем, что пытаются помешать оппозиции донести до людей правду. Вероятность фальсификации результатов голосования слишком высока, считает Бурджанадзе. «Представляю, какова будет степень давления на каждого голосующего», – негодует спикер, обладательница самого высокого в Грузии политического рейтинга. Возмущен действиями президента и лидер Трудовой партии Шалва Нателашвили. Он полагает, что руководство страны озабочено тем, как отложить выборы на более поздний срок. «Потому, что лишь тотальная фальсификация поможет этому несостоятельному правительству удержать власть», – говорит Нателашвили.

«Обстановка, которая возникнет у нас после введения чрезвычайного положения, нужна для подтасовки результатов голосования», – уверенно заявляет вице-спикер парламента Гиги Церетели. По его мнению, цель этого решения главы государства состоит в монополизации контроля за избирательным процессом, что позволит свободно манипулировать голосами выборщиков.

В Центризбиркоме намерение президента воспринимают как свершившийся факт, полагая, что речь идет не о чрезвычайном положении, а о беспрецедентных мерах безопасности. «И раз уж другого выхода не было, то с этим решением я готова согласиться как с необходимым», – заявила председатель ЦИК Нана Девдариани. Она уверена, что нынешняя политическая ситуация чревата серьезными социальными обострениями и разделяет мнение президента, что полиции в подобных условиях следует работать в особом режиме. Правда, предупредила глава ЦИК, она категорически воспрепятствует любым попыткам силовых структур вмешаться в избирательный процесс.

Люди на улицах реагируют на введение ЧП довольно спокойно, даже с пониманием. «Выборы должны проходить в праздничной атмосфере, но, видимо, нам не до праздников», – сказала «Новым Известиям» кондитер Лия Джапаридзе. Водитель троллейбуса Вахтанг Кистаури отмахивается и обсуждать эту тему отказывается. Пожилой подполковник в отставке Виктор Сурмава считает, что «Шеварднадзе руководит хоть и не вполне успешно, но при такой развинченной стране и при таком разбросе мнений президент делает то, что делает». А вот Елизавета Илиадис, сотрудница почтового отделения, говорит, что помешать ей проголосовать по собственному выбору и разумению не сможет никто.



"