Posted 23 мая 2006,, 20:00

Published 23 мая 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:10

Updated 8 марта, 09:10

Трубный выбор

Трубный выбор

23 мая 2006, 20:00
На прошедшем вчера в Киеве саммите глав государств - членов ГУАМ участники этой организации фактически договорились о проведении скоординированной политики, направленной на ослабление энергетической зависимости от России. Эти шаги будут согласовываться с Европейским союзом, который также напуган российской энергетичес

Вчера президент Украины Виктор Ющенко объявил во всеуслышание, что организация ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия), которая будет теперь называться «Организации за демократию и экономическое развитие – ГУАМ», может быть использована для поставок энергоносителей в Европу. По мнению украинского лидера, для этого есть все условия: «Азербайджан владеет уникальной добычей нефти, Украина владеет уникальными возможностями транзита». К тому же инфраструктура стран ГУАМ, как он отметил, может использоваться для поставок газа, а также транспортировки других товаров и услуг. Судя по всему, участники саммита полны желания ковать, пока горячо. Во всяком случае, министры экономики, энергетики и транспорта стран-участниц ГУАМ уже обсудили контуры создания топливно-энергетического совета, который и будет координировать действия, направленные на обеспечение энергетической безопасности ГУАМ.

Конечно, от намерений, какими бы смелыми они ни были, до их реализации – дистанция огромного размера. Однако этим планам придает весомость то, что в ГУАМ собираются вступить Польша, Болгария и Румыния. То есть страны, которые уже входят в ЕС или собираются войти туда в ближайшее время. В этом случае ГУАМ трансформируется из «бумажной» с оранжевым оттенком организации в достаточно влиятельное политико-экономическое сообщество. Понятно, что тогда любое решение, принимаемое в ГУАМ, будет согласовываться с ЕС. То, что ресурс организации будет использоваться именно так, видно уже сейчас. Случайность это или нет, но вчера же газета Financial Times опубликовала в определенном смысле программное интервью с министром экономики Украины Арсением Яценюком. В нем украинский министр призывает США и ЕС поднять проблему поставок газа из России на Украину и в другие страны Восточной Европы на июльском саммите «восьмерки» в Санкт-Петербурге.

Впрочем, сами страны-участницы ГУАМ уже обсуждают проекты, реализация которых позволила бы им ослабить «газовые объятия» России. В газовой сфере – это трубопровод Баку–Тбилиси–Эрзерум, берущий начало с месторождения Шах-Дениз, мощностью 20–30 млрд. куб. метров в год. Уже в следующем году по этому газопроводу, строительство которого поддерживают ЕС и США, начнется прокачка «голубого» топлива. В принципе, по нему могли бы получать «нероссийский» газ, кроме Турции, Болгария, Румыния, Венгрия, Австрия, Греция, Италия. Самое любопытное заключается в том, что интерес к проекту проявляет Казахстан, обладающий огромными газовыми запасами. Что касается нефтяной сферы, то здесь Украина предлагает задействовать свой нефтепровод Одесса–Броды. Сейчас наиболее рьяным его сторонником выступает Польша, которая, собственно, и стала инициатором подключения ГУАМ к достройке нефтепровода. Планируется, что в Бродах будет построен нефтеперерабатывающий завод, а сама труба пойдет до Польши. Единственное, что на сегодняшний день сдерживает реализацию и газового, и нефтяного проектов в целях получения альтернативного российскому топлива, – это само топливо. По большому счету, здесь все зависит от Азербайджана и Казахстана.

Хотя Азербайджан и является членом ГУАМ, официальный Баку пока не спешит следовать в русле ожиданий Украины, Грузии, Молдавии, а также ЕС. Это в очередной раз продемонстрировал вчера президент Азербайджана Ильхам Алиев, который в ответ на «энергетически независимые» призывы Виктора Ющенко отделался туманными рассуждениями. Объясняется такое поведение достаточно просто. Лидер Азербайджана – не вполне свой в гуамовской четверке. Он не обладает подходящей степенью «оранжевости», о чем время от времени ему (последний повод – президентские выборы) напоминают и в Европе, и в США. К тому же Ильхам Алиев – единственный, у кого нормальные отношения с руководством России. Похоже, остальные лидеры ГУАМ, как, впрочем, и ЕС, ради достижения энергозависимости готовы закрыть глаза на определенную нехватку демократии в Азербайджане. Другое дело, что не уверен в долговечности такой комбинации сам Ильхам Алиев. Во-первых, Запад, при всем его прагматизме, не станет молчать и действовать по поводу недостаточной приверженности Баку демократическим ценностям. Во-вторых, есть еще Карабах, а решение этой проблемы по сценарию Баку во многом зависит от Москвы. Поэтому для Азербайджана участие в ГУАМ является неким поводком, который позволит ему выторговывать у России преференции.

Несколько иными соображениями руководствуется Казахстан. Сегодня он находится, можно сказать, в исключительном положении по отношению как к России, так и к ее оппонентам. Собственно, Астана уже начала этим пользоваться, получая весомые дивиденды. Несколько дней назад президент Нурсултан Назарбаев добился, чтобы Россия повысила цены на закупаемый ею казахстанский газ в несколько раз - до 140 долларов за 1000 куб. метров. Деваться Москве было некуда: Назарбаев дал понять, что в противном случае Астана будет прокладывать альтернативные маршруты транспортировки газа. Хотя в данном случае речь шла о Китае, важен сам принцип. И ГУАМ в настоящее время является для Казахстана тоже лишь рычагом, посредством которого он может добиваться от России необходимых ему уступок.

Впрочем, наверняка воспользуются «пугалом» ГУАМ, как и другими страшилками, и другие страны СНГ. Это в известной степени относится к Узбекистану, который до поры до времени демонстрирует Москве повышенную лояльность. Вполне возможно, что совсем скоро Ташкент поставит вопрос о повышении закупочных цен на свой газ. Аналогичным образом наверняка будет действовать Туркмения. Во всяком случае в «Газпроме» уже готовятся к тому, что Туркменбаши резко повысит цены на продаваемый России газ.

И вот здесь начинается самое главное. При развитии событий в таком ключе, а более оптимистичные сценарии с точки зрения интересов России не вырисовываются, россиян ждет существенное повышение цен на газ. Причем довольно скоро. Говоря языком наших чиновников, другие страны точно не настроены поддерживать нашу экономику за свой счет, ну а наше правительство, как мы уже не раз убеждались, умело перекладывает выпадающие доходы на население. В самом деле, не на «Газпром» же все это «вешать», который отличается поразительной фантазией по части траты денег и очень скромными способностями их зарабатывать?

ЕВРОПА – ЗА АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МАРШРУТЫ

Тема энергетической безопасности Европы и отношений между Россией и Евросоюзом стала в этом году важной частью повестки дня многих многосторонних и двусторонних встреч, конференций, форумов. В начале марта Европейская комиссия подготовила новую «зеленую книгу» по стратегии энергетической безопасности. Ведь если ничего не делать, то Европа в 2030 году будет зависеть от внешних источников энергии не на 50%, как сейчас, а на все 70. «Зеленая книга» призывает определить приоритетные проекты инфраструктуры энергобезопасности (трубопроводы, терминалы сжиженного газа), наладить отношения с поставщиками и странами транзита: ОПЕК, Норвегией, Украиной, Закавказьем, Средиземноморьем.
Россия прописана отдельной строкой. На долю «Газпрома» приходится четверть потребляемого в ЕС природного газа. Следом идет Алжир с 10%. Из России же поступает четверть потребляемой в ЕС нефти. Судя по прогнозам, эта зависимость будет только расти, поскольку через 20–30 лет запасы углеводородов в Северном море совсем иссякнут. Предполагается, что не менее половины потребностей ЕС в природном газе будут обеспечивать поставки из России.
Одной из целей мартовской «зеленой книги» Еврокомиссии было создание единой энергетической стратегии ЕС. Несмотря на экономическую интеграцию, большинство европейских государств относит энергетику к сфере национальных интересов, поэтому проводит свою отдельную политику в этой отрасли. На весеннем саммите ЕС идея объединения энергетической политики союза не получила поддержки. Речь идет пока только о координации. Это и понятно, если страны восточной части ЕС больше зависят от российских поставок, то, например, Испания – от алжирских, Бельгия – от норвежских. Каждая имеет свою наработанную политику и устоявшиеся контакты и правила на этих направлениях. Поэтому Брюссель и Берлин были недовольны резкими высказываниями министра обороны Польши Радека Сикорского, который на встрече с прессой в Брюсселе сравнил российско-германский контракт о строительстве Северо-Европейского газопровода (СЕГ) с Пактом Риббентропа – Молотова за спиной Польши. Еврокомиссия уверена, что никакого ущерба интересам Польши, которая входит в единый рынок ЕС, СЕГ не нанесет.
Чем больше альтернативных маршрутов, тем лучше, и это вписывается в контекст «зеленой книги». Тем более что по балтийскому пути пойдет не тот газ, который течет сейчас в ЕС через Украину и Польшу, а новый, дополнительный. На прошлой неделе во время визита в Варшаву президента ФРГ Хорста Келлера удалось смягчить этот скандал. «Я думаю, что эти разногласия между Польшей и Германией по строительству трубопровода будут обсуждены и сняты конструктивным образом», – сказал он на пресс-конференции с польским президентом Лехом Качинским.

Александр МИНЕЕВ, Брюссель

"