Posted 23 марта 2008,, 21:00

Published 23 марта 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:04

Updated 8 марта, 08:04

Профессор Нью-Йоркского университета Стивен Коэн

Профессор Нью-Йоркского университета Стивен Коэн

23 марта 2008, 21:00
После того как в конце прошлой недели Джордж Буш высказался в поддержку вступления Грузии в НАТО, в России вновь обострилась антиамериканская риторика. Известные критики нынешней администрации Белого дома – профессор Нью-Йоркского университета Стивен КОЭН и его супруга, главный редактор влиятельного издания The Nation

– Не секрет, что российско-американские отношения переживают не лучшие времена. Как они могут измениться при Дмитрии Медведеве?

С.К. – Вы правы в том, что отношения между нашими странами необыкновенно напряженные, и не будет большим преувеличением сказать, что «холодная война» может вернуться. Вот только зависит это не столько от Дмитрия Медведева, сколько от американской администрации, которая проводит одностороннюю политику, мало считаясь с суверенными интересами России. Так, например, США нарушили те условия, на которых при Горбачеве был распущен Варшавский договор: НАТО продолжает расширяться на восток, вплотную приблизившись к границам России.

– Вы говорите о НАТО как об угрозе, а что если Россия, как и Грузия, объявит курс на интеграцию в этот альянс?

С.К. – Все это полная чушь, бред и детские фантазии, Америка не желает видеть Россию в НАТО так же, как и сама Россия туда не стремится. Не забывайте, что Североатлантический альянс изначально создавался как военная организация для противостояния Советскому Союзу и никакие реформы организации не отменяют ее военной составляющей.

– Но СССР уже не существует, да и многие теперь повседневные вещи, например, Интернет, были созданы на нужды министерства обороны США.

С.К. – Тут важно понимать, что без адекватного осмысления новейшей истории нашим странам будет невозможно найти общий язык, а нынешняя неоконсервативная администрация США продолжает постоянно подчеркивать, что Америка победила в «холодной войне». Это нежелание признать, что окончание «холодной войны» было результатом взаимного компромисса, хорошо иллюстрирует имперское позиционирование США в мировой политике. Неудивительно, что это приводит к конфликту.

– Внешняя политика США может измениться после президентских выборов – кто из кандидатов для России предпочтительнее?

С.К. – Про внутреннюю политику – это лучше к моей жене, она тут большой специалист.

К.Х. – Хотя наименее конфликтным по отношению к России считается Барак Обама, надо понимать, что должность президента все-таки не дает полной свободы действий. Важно, чтобы вся политическая элита США изменила свое отношение к внешнеполитической стратегии.

– Вы имеете в виду отказ от идеи мессианства?

К.Х. – Нет, эта идея сама по себе может быть конструктивной, надо лишь сменить инструменты ее воплощения. Это значит, что нужно уйти от стратегии однополярности и оказывать влияние на другие страны не грубой силой, а силой собственного примера. Это и имеет в виду Барак Обама, когда говорит о необходимости перемен. Сложно учить чему-то других, пока внутри страны у нас такие серьезные экономические и социальные проблемы – к примеру, миллионы людей не имеют медицинской страховки.

– А нет ли все-таки российской вины в ухудшении отношений?

К.Х. – Конечно, претензии западных стран в области нарушения прав и свобод человека имеют под собой основания. Но во многом эти опасения преувеличены. Почитаешь западную прессу – так кажется, что в России и на улицу выйти опасно. После дела Ходорковского имидж России начал стремительно ухудшаться, а после убийства Политковской и Литвиненко американцы уверены, что в России настоящий тоталитаризм. При этом в США даже не представляют себе, насколько ситуация улучшилась с 1990-х годов, когда страна была под властью олигархов. Путин пытается восстановить стабильность. Мы понимаем, конечно, что стабильность в России – это пока еще миф, но в стране появляется средний класс, а без экономической свободы не бывает политической.

– Ущемление демократических свобод необходимо для создания среднего класса?

К.Х. – Нет, конечно, нет, я говорю лишь о том, что американцы демонизируют политический режим в России. Хотя и в самих США сейчас немало проблем, в том числе в области прав человека. Сейчас, даже если Обама не станет президентом, запрос на перемены и обновление в американском обществе не спадет. Этот запрос, как и в 1960-х годах, идет снизу, что очень важно. Как говорят у нас: «Хорошо организованные люди важнее, чем хорошо организованные деньги». Вот как раз этого и не хватает сейчас в России, где все эти Общественные палаты и движения типа «Наши» создаются Кремлем.

"