Posted 22 сентября 2013,, 20:00

Published 22 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 02:14

Updated 8 марта, 02:14

Большая чистка

22 сентября 2013, 20:00
Антикоррупционная кампания в Китае стремительно набирает обороты. Так, Бо Силая, в недавнем прошлом считавшегося одним из самых влиятельных политиков страны, вчера приговорили к пожизненному заключению. Однако уже в ближайшем будущем, похоже, готовится еще более громкий судебный процесс – над одним из главных силовиков

Похоже, новое руководство Поднебесной во главе с Си Цзиньпином решило бороться с коррупцией всерьез. Лидер Компартии не ограничивается одними лишь популистскими мерами типа запрета спиртного на банкетах генералитета и высокопоставленных чиновников и исключения из их меню супа из акульих плавников. Страну один за другим сотрясают судебные процессы над коррумпированными представителями китайской элиты. В июле был приговорен к смертной казни с отсрочкой приведения приговора в исполнение, что равносильно пожизненному заключению, бывший министр железных дорог КНР Лю Чжицзюнь. Прошло всего два месяца, и вынесен приговор в еще более громком деле.

64-летний Бо Силай, член Политбюро КПК, которого еще полтора года назад прочили в святая святых КНР – семиместный Постоянный комитет Политбюро КПК, в основном руководящий жизнью почти полуторамиллиардной страны, приговорен в минувшее воскресенье к пожизненному заключению. В конце августа суд признал его виновным в коррупции, растратах государственных средств и злоупотреблении служебным положением. Последние годы Бо, напомним, возглавлял парторганизацию крупнейшего китайского города – Чунцина. И вот – суровый приговор.

На процессе Бо Силай, в отличие от других чиновников, которые всегда каялись в зале суда, вел себя вызывающе и все обвинения отрицал. За пару дней до вынесения приговора в китайских СМИ появились сообщения об открытом письме сыновьям, написанном им из тюрьмы. В нем Бо якобы обещал доказать свою невиновность. Как следует из письма, он рассчитывал на повторение судьбы отца, видного деятеля КПК, которого репрессировали в 1966 году и реабилитировали в семидесятые годы. «Я буду тихо ждать в тюрьме, – написал Бо Силай двум сыновьям. – Мой отец попадал за решетку много раз. Я пойду по его стопам…»

Ожидается, что Бо подаст апелляцию, но шансы на изменение приговора невелики, потому что к чисто коррупционной составляющей в этом деле примешивается и политическая. Едва ли Си захочет миловать человека, который еще полтора-два года назад считался его противником в борьбе за власть в Поднебесной.

Тучи сгустились и над патроном Бо – Чжоу Юнканом, который возглавлял министерство общественной безопасности и несколько последних лет курировал в ПК службы безопасности, МВД и судейскую власть. Считается, что Чжоу усиленно «продвигал» Бо Силая на свое место в ПК, которое он должен был освободить на ноябрьском пленуме комитета в прошлом году. После ареста Бо в марте Чжоу открестился от своего протеже и, похоже, благодаря этому сумел доработать до осени 2012 года. Гонконгская газета South China Morning Post утверждает, что Чжоу предъявят стандартные обвинения во взяточничестве и злоупотреблении служебным положением. По слухам, товарищ Си на собрании высшего руководства партии на летнем курорте Бэйдайхэ лично приказал досконально разобраться в финансовых делах 70-летнего Чжоу, который за годы пребывания в высших эшелонах власти скопил огромное состояние.

Изучение финансовых дел Чжоу Юнкана напрямую связано с расследованием коррупции в государственной нефтяной компании China National Petroleum Group (CNPC), которой он руководил в конце девяностых. Полиция арестовала четырех топ-менеджеров нефтяного гиганта и его «дочки» PetroChina, один из которых работал личным помощником у Чжоу, когда тот возглавлял CNPC. Тесные связи с ним имелись и у остальных арестованных. Наибольший резонанс вызвало снятие председателя правления CNPC Цзян Цземиня. Его также уволили с поста главы правительственной комиссии, которая контролирует деятельность государственных компаний. Он тоже был протеже товарища Чжоу. Цзяна обвиняют в нарушении партийной дисциплины, что в Поднебесной равносильно обвинению в коррупции.

"