Posted 21 августа 2007,, 20:00

Published 21 августа 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:38

Updated 8 марта, 08:38

«Мы намерены бороться до конца»

«Мы намерены бороться до конца»

21 августа 2007, 20:00
Экс-министр иностранных дел Грузии, лидер оппозиционной партии «Путь Грузии» Саломе Зурабишвили (на фото) не сдает своих позиций и продолжает борьбу за право баллотироваться на пост президента страны в 2008 году. О своем намерении составить конкуренцию Михаилу Саакашвили госпожа Зурабишвили первый раз заявила еще в кон

Обратившись с письмом к председателю Центральной избирательной комиссии Грузии, Зурабишвили разъясняла политико-правовую основу выдвижения своей кандидатуры. Она потомок одного из членов первого независимого правительства страны, вынужденного покинуть родину после установления здесь советской власти в 1921 году, и по ее мнению, на детей политэмигрантов действующие законодательные ограничения не должны распространяться. Для этого есть и юридические обоснования. «Сегодняшняя грузинская конституция основана на конституции независимой Грузии 1921 года. Поэтому думаю, что для грузинских эмигрантов, вынужденных покинуть страну в 1921 году, не должно быть препятствий для участия в выборах», – заявила Зурабишвили.

В то же время по действующей конституции президентом страны может быть избран гражданин Грузии по рождению, достигший 35 лет, проживший в стране не менее 15 лет и находящийся в Грузии ко времени проведения выборов. Саломе Зурабишвили родилась во Франции в семье грузинских эмигрантов первой волны. Грузинское гражданство указом президента она получила в 2004 году одновременно с назначением на пост министра иностранных дел страны.

Ответ, поступивший на ее запрос из ЦИК, фактически означал отказ. Однако в интервью «НИ» Саломе Зурабишвили расценила его несколько иначе. «Скажем так, ответ из ЦИК не был положительным. Это не отказ и не согласие. ЦИК объяснил мне, что является исполнительным органом. Поэтому я продолжаю добиваться своего. Ставлю перед президентом, парламентом и политическими партиями вопрос о том, как они смотрят на эту проблему с политической точки зрения. После этого я займусь юридическими аспектами проблемы и обращусь в Конституционный суд, перед которым поставлю вопрос о необходимости внесения изменений в избирательное законодательство, потому что в нем уже сделано исключение для эмигрантов 1991 года, но не для эмигрантов 1921 года. Мы намерены бороться до конца».

Г-жа Зурабишвили надеется, что ей удастся добиться своего, и она получит право на участие в президентских выборах, что, конечно, стало бы беспрецедентным фактом. Как в свое время беспрецедентным оказалось ее (на тот момент посла Франции в Грузии) назначение на пост грузинского министра иностранных дел. «Подобных прецедентов в мире пока не было. Это уникальная возможность, значительный шаг на пути интеграции в европейские структуры», – заявлял тогда Михаил Саакашвили. Беспрецедентным выглядело и смещение Зурабишвили с поста главы внешнеполитического ведомства. Парламент обвинил ее в неуважении к высшему законодательному собранию, вредной кадровой политике и других многочисленных грехах, в том числе и непрофессионализме. Ее отставка наделала в стране много шума, а популярность на тот момент была настолько велика, что если бы выборы проводились тогда, то она наверняка получила бы ощутимую поддержку избирателей.

Буквально на днях Зурабишвили самым непосредственным образом напомнила о том, что является внучкой известного общественного деятеля, основателя морского порта Поти и грузинской железной дороги Нико Николадзе. Она выступила с критикой решения правительства о передаче железных дорог в аренду сроком на 89 лет британской компании Parkfield Investment, заявив, что Грузия таким образом «теряет все экономические рычаги, поскольку является транзитной страной». Точка зрения экс-министра на недавние события вокруг села Цителубани тоже в корне расходится с позицией официального Тбилиси: по ее мнению, сценарий бомбежки этого населенного пункта якобы российской авиацией был разыгран «по схемам главы МВД Вано Мерабишвили».

Грузинских писателей лишили дома

Министерство экономического развития Грузии вчера реквизировало знаменитый Дом Союза писателей на улице Мачабели, в самом сердце Тбилиси. Одно из красивейших тбилисских зданий в скором времени по воле нового владельца может превратиться в очередной столичный отель. Чиновников из минэкономразвития не остановил и тот факт, что этот дом еще в самом начале прошлого века грузинским литераторам подарил известный меценат и промышленник Давид Сараджишвили. Писатели во главе с председателем союза Маквалой Гонашвили, как могли, отстаивали свои права. Они подали в суд иск о приостановлении распоряжения минэкономразвития, судебное решение ожидалось 21 августа. Однако представители службы надзора тбилисской мэрии пошли ва-банк и приступили к выселению обитателей Дома Союза писателей в ночь на 21 августа, еще до вынесения судебного решения. Судя по всему, правительство вообще не собирается заниматься «писательскими» проблемами. Как заметил на недавнем брифинге министр экономического развития Грузии Георгий Арвеладзе, существование Союза писателей за счет государства не является единственным условием развития литературы в стране. «Союз – это обычное советское образование, организация, созданная в свое время советским режимом для того, чтобы контролировать писателей, в общем, контролировать творчество в сфере литературы», – сказал он. Поэтому сейчас г-жу Гонашвили и ее соратников более всего беспокоит сохранность литературного архива, который может оказаться на улице.

Ирина БАРАМИДЗЕ, Тбилиси

"