Posted 21 июля 2005,, 20:00

Published 21 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:26

Updated 8 марта, 09:26

Второй захват Тузлы

Второй захват Тузлы

21 июля 2005, 20:00
Недавно в Москве и Киеве вновь заспорили о принадлежности косы Тузла в Керченском проливе. Украинским дипломатам не дает покоя дамба, спешно насыпанная в сторону пролива с российского берега. Корреспондент «НИ» съездил в Тамань и обнаружил, что «дамба раздора» давно живет своей – не имеющей никакого отношения к политик

На Тузле тихо и спокойно, только волны шевелят песок, да дети визжат от удовольствия. Вдали от геополитики, от межгосударственных споров и угроз уходит в теплое море коса, которая уже давно живет своей жизнью. Тузла по-турецки означает «верблюд», и этот флегматичный зверь застыл на границе двух стран, Кубани и Крыма, Азии и Европы. Тузла теперь просто место отдыха.

Сегодня главный источник дохода для таманцев – туристы. Еще пару лет назад здесь не было никого, а теперь толпы приезжих бродят повсюду: циничные москвичи, обугленные солнцем северяне, увешанные фотоаппаратами и – в такую-то жару! – обутые в кроссовки американцы. Местные их кормят, поят, сдают им на ночь жилье и уже научились профессионально улыбаться.

От Тамани до дамбы – 12 км по разбитой дороге. Таксист Сашок, взявшийся подбросить до Тузлы за сто рублей, показывает на виноградные поля, где видны фигуры смуглых людей. «Видишь, что агрофирма делает? Своим работы не дает, завозит с гор дагестанцев, которые винограда не знают. А почему? Эти за двенадцать рублей в час расписываются, пять на руки, остальное куда? Наши хлопцы приезжих предупредили, что, если будут на улицах появляться и туриста пугать, спалим живьем вместе с общагой».

Сашок сворачивает на гравийку и выезжает на холм. Внизу виднеется уходящая далеко в синее море желтобрюхая змея дамбы. Навстречу эвакуатор волочет помятую «девятку». Сашок оживляется: «Молодежь с Урала приехала на косу, пили всю ночь. Утром очнулись и поехали в станицу, в тенек. Разогнались – и в море бултых! Машина торчала из воды дней пять, вот только сейчас подняли».

Дорога петляет по камышам, маленьким озерцам, где плещутся мальки, и вдруг путь преграждает будка с кустарным шлагбаумом: «Экологический пост». Рослый эколог со сломанным носом и романтическими наколками доброжелательно представляется: «Сергей Викторович, охранник косы».

Сергей Викторович не только охранник, но и кассир, справочное бюро и даже скорая помощь для туристов. Въезд на дамбу строго дифференцирован: автомобили с краснодарскими номерами – бесплатно, легковушки из других регионов – по 50 рублей, грузовики – по 100.

…как Тузлу оккупировали российские рыбаки.

Дамба шириной метров двадцать тянется в глубь Керченского пролива на три с половиной километра. С моря дует свежий ветер, дышится легко, кругом невероятный простор, вдалеке видна Керчь и корабли на рейде. В двух местах зимние шторма немного повредили дамбу, зато море намыло чудные песчаные пляжики.

На одном из них раскинула палатки экспедиция Южного научного центра Российской академии наук. Доктор биологических наук Софья Кренева считает своим долгом опровергнуть измышления украинских экологов: «Никакого влияния на экосферу Азовского моря эта дамба не оказывает! Слишком ничтожный фактор». Зато в окрестностях дамбы уже появлялись и археологи, раскопавшие могилу гуннского воина, и дайверы, исследовавшие затонувшие во время войны корабли.

Здесь же давно освоились рыбаки. Николай с сыновьями приезжает сюда за сто километров. «Коса как ловушка, – объясняет он. – Рыба сюда заходит, а обратно ей не хочется, тут мелко, теплое дно, еды много. Недавно ловили пиленгаса, а сейчас кефаль пошла, на червя берем. Но если дельфины появляются – дело пропащее: они, наглые, под самим берегом орудуют, всю рыбу разгоняют». Впрочем, прелесть отдыха на Тузле не в рыбалке: искупавшись на Черном море, можно перейти дамбу и окунуться в более теплое и пресное Азовское. Причем если на черноморской стороне крупный песок, то на азовской – мелкая ракушка.

Туристка Лена с мужем и детьми приехала сюда из Екатеринбурга. Остановились в Тамани, потом съездили на косу – и остатки отпуска решили провести здесь. «Место какое-то доброе, все городские депрессии проходят. Если штормит с одной стороны, можно перейти на другую, там спокойно», – радостно говорит она. Сегодня ветер дует с Черного моря, но отдыхающие плещутся и тут, и там. Крепкие мужики под палящим солнцем пьют водку не закусывая, и наличие у татуированного охранника аптечки с нашатырем уже не кажется странным. Но падать в обмороки никто не собирается – после очередной порции мужики, гогоча, лезут в воду. Мимо пролетает мотороллер с будкой-холодильником: местный бизнесмен только что распродал минералку с мороженым и мчит за новой порцией товара.

Но над всем этим чудным миром нависла опасность: на одном из участков косы был обнаружен украинский диверсант. Он потихоньку разбирал величественное сооружение и бросал камни в море. Как выяснилось, Витя из Чернигова голосовал за Ющенко и даже был на майдане, а теперь приехал в Тамань к родственникам и каждый день торжественно вынимает камни из основания косы. Витя уверенно смотрит в будущее и разъясняет таманским родичам смысл «оранжевой революции». К счастью, обстановка на дамбе успокаивает и его: прекратив подкоп под российские устои, Витя растягивается на песочке и принимается за местное вино.

И вот наконец самый край косы. Или России – кому как больше нравится. Скопище машин, музыка, неподвижные тела отдыхающих. А вдалеке, за проливчиком, тот самый остров Средняя Тузла. За полтора года после постройки дамбы остров сильно размыло. Знакомый по телевизионным кадрам участок, где украинцы зачем-то поставили противотанковые ежи, после зимних штормов ушел под воду. Вместе с ежами. Но из зарослей тамариска торчит пограничная вышка, и оттуда за ленивой жизнью дамбы наблюдают в бинокль. Периодически кто-то из россиян, приняв на грудь, отправляется по мелководью на украинский остров показать кукиш и прочие непотребные жесты. Но сейчас настолько жарко, что тащиться целый километр по пояс в воде и провоцировать международный скандал никто не хочет...

"