Posted 20 апреля 2009,, 20:00

Published 20 апреля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:26

Updated 8 марта, 07:26

«Не подаст руки»

20 апреля 2009, 20:00
Министр иностранных дел председа- тельствующей в Евросоюзе Чехии князь Карел Шварценберг передал Александру Лукашенко приглашение принять участие в учредительном саммите программы Евросоюза «Восточное партнерство», который состоится 7 мая. Программа предполагает участие шести постсоветских стран – Азербайджана, Армении

В рамках польско-шведской инициативы «Восточное партнерство», одобренной Евросоюзом в июне прошлого года, постсоветским странам будет предложено заключить соглашение о создании новой европейской экономической зоны, которая должна стать базой для развития общего внутреннего рынка. Подключат ли к программе Белоруссию и пригласят ли Александра Лукашенко на пражский учредительный саммит 7 мая – эти темы были одними из главных интриг этого года в Минске. По оценкам местных политологов, основными лоббистами, действовавшими в пользу Лукашенко, были Польша и Литва. Точнее сказать – деловые круги этих стран, которые заинтересованы в том, чтобы активно поучаствовать в приватизационных процессах в Белоруссии.

Кроме того, по утверждению одного из лидеров белорусской оппозиции Александра Козулина, Варшава гарантировала Александру Лукашенко приглашение в Прагу, если он «не будет препятствовать деятельности польской диаспоры» в своей стране. Кстати, из европейцев именно поляки и литовцы стали первопроходцами налаживания контактов с Минском. В белорусских СМИ сообщали о поездке министра иностранных дел Сергея Мартынова в Литву и визите министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского в Минск. Гость из Варшавы потом сам рассказывал, что «под знаменитую белорусскую зубровку» в Беловежской Пуще обсуждал с коллегой пути развития отношений ЕС – Белоруссия. При этом в Брюсселе наперебой говорили, что «политика санкций в отношении Минска ни к чему не привела с точки зрения изменения политической ситуации в стране, и теперь настало время найти другие пути развития отношений».

В прошлом году эти «другие пути» принесли некоторые результаты. Тюрьмы покинули политзаключенные во главе с бывшим кандидатом в президенты Александром Козулиным, власти разрешили свободную продажу некоторых оппозиционных СМИ и не стали применять силу против участников оппозиционного шествия по центру Минска 28 сентября. В ответ главы МИД стран ЕС на полгода остановили визовые санкции, введенные в 2004 году против части белорусских чиновников во главе с Александром Лукашенко. При этом в Брюсселе нимало не смутились тому, что в белорусский парламент, избранный в сентябре прошлого года, не попал ни один представитель оппозиции.

Но с начала этого года ситуация начала меняться. По данным белорусских правозащитников, на данный момент в заключении опять находятся 12 оппонентов власти. Нарушена и договоренность с Варшавой о признании «Союза поляков» – министерство юстиции отказало в регистрации части этой организации, возглавляемой Анжеликой Борис – а именно этого и добивалась Польша.

Тем не менее, к каким-то существенным изменениям в политике Брюсселя в отношении Минска это не привело. В марте главы МИД государств Евросоюза еще на девять месяцев продлили остановку визовых санкций против белорусского руководства, а потом решили включить все-таки Белоруссию в программу «Восточное партнерство». И все же приглашение самого Александра Лукашенко на пражский саммит оставалось до последнего под вопросом. Против этого активно возражали Англия и Дания. Самую непримиримую позицию занял министр иностранных дел Голландии Максим Ферхаген, который гарантировал обструкцию белорусскому президенту в Праге, если его туда все-таки пригласят. Против приглашения Лукашенко активно выступала и белорусская оппозиция.

И все же Чехия решила вопрос положительно, хотя и не без некоторого весьма скандального казуса. За два часа до встречи с министром иностранных дел Белоруссии Сергеем Мартыновым его чешский коллега Карел Шварценберг пообщался в Минске с представителями оппозиции и сообщил им, что решение о приглашении Александра Лукашенко в Прагу еще не принято. Журналисты заметили, что при этом у чешского министра из кармана выглядывал конверт, в котором, как они заподозрили, и было пригласительное послание. Самое интересное состоит в том, что представители СМИ оказались правы.

Напомним, что Александр Лукашенко однажды уже попытался попасть в столицу Чешской Республики. В ноябре 2002 года он собирался поехать в Прагу на саммит НАТО. Но тогда чешские власти отказали ему в визе. И в этот раз, кажется, не все в восторге от предстоящей встречи с белорусским президентом. Так, президент Чехии Вацлав Клаус заявил, что «удивлен двойной моралью» своего министра иностранных дел. А его пресс-секретарь Радим Охват предупредил, что г-н Клаус «не подаст руки г-ну Лукашенко» и не пригласит его в свою резиденцию «Пражский Град», если тот приедет в Прагу. Появилась информация об акциях протеста европейских правозащитников и белорусских политбеженцев в Праге. В эти дни все чаще вспоминают о грозных обещаниях голландского министра Ферхагена. Сложность ситуации, похоже, начал понимать и глава МИД Чехии. По его словам, Лукашенко пока не подтвердил своего личного участия в саммите, а Белоруссия сама должна решать, как она будет представлена в Праге. А вот позиция Москвы, которая прежде относилась к «Восточному партнерству» более чем прохладно, оказалась довольно неожиданной. Помощник президента РФ Сергей Приходько сообщил, что «Россия много лет убеждала ЕС отказаться от изоляции белорусского режима». «Мы рады, что реализм в отношении Белоруссии в Брюсселе возобладал», – заявил он.

Политолог Дмитрий Шенько сообщил «НИ», что Минск, скорее всего, будет тщательно обдумывать формат своего участия на пражском саммите. Каким бы он ни стал, отношения Белоруссии и ЕС выходят на качественно новый, явно более прагматичный уровень. Это, по его словам, очевидно, приведет к ослаблению местной оппозиции, которая «теряет монополию на диалог с Европой». Что касается изменения позиции Москвы, то, по мнению г-на Шенько, это больше всего связано со стремлением самой РФ убрать все острые углы в диалоге с Евросоюзом. «России последние годы постоянно твердили: у вас под боком ваше же союзное государство, где постоянно нарушаются права человека, а вы с этим ничего не делаете. Теперь Москва может спокойно умыть руки», – полагает белорусский эксперт.

"