Posted 19 февраля 2004,, 21:00

Published 19 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Дружба ради власти

19 февраля 2004, 21:00
Руководство Молдавии сообщило российскому МИД о своем намерении возобновить переговоры с Приднестровьем. Кишинев предлагает России, как посреднику на переговорах с Тирасполем, обсудить собственный (молдавский) вариант объединения страны. Молдавия постарается использовать эти беседы для того, чтобы выровнять отношения с

Кишинев возвратился к тому, с чего и начинал почти два года назад: с предложения создать единую молдавскую федерацию, где собственно федерацией будет сама Молдавия, а Приднестровье – ее единственным субъектом, причем с правами автономии. Тирасполь с такой перспективой не соглашался, настаивая на равноправных отношениях. Кишинев же никогда не собирался, да и теперь не собирается давать Приднестровью больше того, что сам называет «широкими полномочиями». Под ними подразумеваются относительная экономическая самостоятельность, сохранение в регионе за русским языком статуса второго государственного (сегодня в Приднестровье такими признаны молдавский, русский и украинский) и разрешение использовать в дальнейшем региональную атрибутику. В 2002 году Владимир Воронин назвал все это федерацией и сорвал аплодисменты в Совете Европы. Москва в лице заместителя главы кремлевской администрации Дмитрия Козака подсуетилась и предложила свои дополнения к проекту молдавского президента. Появился так называемый московский меморандум о принципах устройства объединенного молдавского государства. Если бы Воронин подписал его, Приднестровье получило бы действительно широкие полномочия, вплоть до права накладывать вето на решения молдавского парламента. Москва, по мнению кишиневской оппозиции, в этом случае смогла бы управлять Молдавией через приднестровских депутатов. В принципе Козаку удалось уговорить Владимира Воронина, а также лидера Приднестровья Игоря Смирнова предварительно завизировать каждую страницу подготовленного в Кремле документа. Это «доказательство согласия сторон» было срочно доставлено в Кремль, и Путин засобирался в Кишинев, где он публично и навечно должен был помирить два берега Днестра.

Однако вместо всеобщего праздника получился скандал. Как только информация о намечающемся прорыве в решении приднестровской проблемы распространилась, в администрацию молдавского президента немедленно прибыли все западные послы, в том числе и США. После этого Воронин отказался подписывать московский миротворческий план, а Владимир Путин отменил визит в Кишинев. Через день в молдавскую столицу поступило 42 млн. долларов западного кредита, в котором кишиневскому правительству отказывали на протяжении последних 4 лет.

Сегодня Молдавия сделала шаг в сторону России, правда, под предлогом необходимости разблокирования молдавско-приднестровских переговоров. И дело здесь не в гуманитарной пшенице, которая, несмотря на политические казусы, продолжала идти в Молдавию из российских регионов. И не в газовых долгах, которые она не выплачивает и никогда не выплатит «Газпрому». А в выборах. Ровно через год Молдавия будет избирать новый парламент, а он соответственно – нового президента. Владимир Воронин вместе с руководимой им компартией победил на выборах в 2000 году во многом благодаря пророссийским лозунгам и обещанию найти общий язык с Приднестровьем. Его же сегодняшней политикой, которая привела к отдалению от России, недовольны не только русскоязычные пенсионеры – основной электорат коммунистов, но и люди из ближайшего окружения главы государства. Многие из них считают, что президент совершил ошибку, отказавшись подписать предложенное Москвой соглашение по Приднестровью. А теперь пытается ее исправить, заявляя о готовности возобновить переговоры с тираспольской администрацией.

Демонстрация такой готовности между тем не более чем пиаровский ход. Главное, чтобы народ поверил в то, что власть искренне желает объединить страну. И она этого действительно желает, только не сейчас. Если примирение состоится в ближайшее время, это будет означать, что новый молдавский парламент, а значит, и нового молдавского президента будет избирать население обоих берегов Днестра (Приднестровье 12 лет в молдавских выборах не участвует). Приднестровцы однозначно не станут голосовать как за молдавских националистов, так и молдавских коммунистов. Они двинут на выборы свои – русские партии, а им уже обеспечена поддержка русскоязычного населения правого берега Днестра. Потому действующая молдавская власть кровно заинтересована в том, чтобы левобережцы по крайней мере в этих, ближайших выборах не участвовали.

Сопредседатель социал-демократической партии, известный молдавский политолог Оазу Нантой рассказал «Новым Известиям», что все, что сегодня происходит в Молдавии, – лишь имитация возобновления переговорного процесса. Президенту Воронину это выгодно. «Он в сложной ситуации. С одной стороны, он отказался подписать московский меморандум по урегулированию приднестровского конфликта. Тем не менее занять антирусскую позицию он не может, так как не забыл, кто за него голосовал на прошлых выборах». Политолог также уверен, что не стоит недооценивать и влияние российских СМИ на молдавских избирателей. «Если Москва захочет поменять Воронина на кого-то другого, достаточно, чтобы посол России в Кишиневе подыскал нужную кандидатуру. Все остальное сделают российские телеканалы». Вместе с тем Москве и Тирасполю, считает Нантой, также выгодно затягивание переговоров: «Еще года два, и ничего урегулировать будет не надо. Россия обеспечит всех приднестровцев российскими паспортами, а российский бизнес скупит на корню всю приднестровскую, да и молдавскую промышленность».

Между тем посол Республики Молдова в Москве Владимир Цуркан считает, что без активного участия России решить приднестровский вопрос невозможно. Но, как заметил он «НИ», следует максимально согласовать позиции гарантов – России, Украины и ОБСЕ. По мнению дипломата, именно несогласованность стала причиной того, что так называемый московский меморандум не был подписан. По словам Владимира Цуркана, 24 февраля переговорный процесс по урегулированию приднестровского конфликта будет возобновлен в том же формате, что и раньше. То есть в них будут участвовать Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина и ОБСЕ.

"