Posted 18 сентября 2006,, 20:00

Published 18 сентября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:02

Updated 8 марта, 09:02

Революция синих

18 сентября 2006, 20:00
Швеция преподнесла Европе сюрприз. В одной из наиболее благополучных стран Старого Света без обострения каких-либо серьезных социальных или финансовых проблем в минувшее воскресенье сменилась власть. Социал-демократы, стоявшие у руля на протяжении последних 12 лет, потерпели на выборах в риксдаг самое сокрушительное по

Левый блок во главе с социал-демократами получил 44% голосов, правая коалиция, возглавляемая умеренными, набрала около 49%. С понедельника Швеция сбросила красный цвет, сменив его на буржуазный синий. «Старейший» премьер Европы лидер социалистов Йоран Перссон, возглавлявший кабинет министров с 1996 года, объявил о своем уходе в отставку с поста председателя партии. Социалисты оставляют победителям страну в хорошем состоянии. Что же заставило нацию вручить мандат на управление «шведским домом» их идеологическим противникам?

Политологи видят несколько причин случившегося. Это и традиционная тяга общества к переменам, и личная вина Йорана Перссона, демонстрировавшего в последнее время очевидную усталость от власти и желание уйти на покой. «Мы оба делимся с избирателями планами на будущее. Но я говорю о политике и Швеции, а мой оппонент – о своих личных устремлениях», – ядовито срезал г-на Перссона в ходе одной из предвыборных дуэлей его конкурент лидер умеренных Фредрик Рейнфельдт.

Действительно, недавний «отец нации», потеряв всякое политическое чутье за годы пребывания у власти, охотно и много рассуждал о своем поместье Торп недалеко от Стокгольма, которое он приобрел вместе со своей женой Анитрой Стен, директором государственной винно-водочной компании. «Нам осталось жить лет 25, и мы вправе вить себе гнездо по собственному вкусу», – отбивался Перссон от критиков, напоминавших ему, что глава партии, имеющей в своем названии слово «рабочая», не должен слишком увлекаться помещичьими усладами. Приобретение усадьбы за несколько миллионов долларов и столь же дорогая ее перестройка раздражают традиционных социалистических избирателей. Такого антипартийного «хобби» не могли позволить себе ни Таге Эрландер, ни Улоф Пальме, ставшие символами не только шведской, но и мировой социал-демократии.

А вот 41-летний Фредрик Рейнфельдт, который станет преемником Перссона на посту главы кабинета министров, еще в 1993 году написал книгу «Спящая нация», в которой в пух и прах разнес социалистическую модель общества всеобщего благосостояния. Молодой экономист, выпускник Стокгольмского университета, предупреждал, что шведская стабильность может смениться катастрофой. Предприятия в поисках дешевой рабочей силы и спасаясь от высоких налогов (основы шведской экономической модели), переносят свою деятельность за рубеж, сокращающемуся числу занятых на производстве становится все труднее прокормить безработных и прочих «непроизводительных» групп, закамуфлированных под досрочных пенсионеров и учащихся.

С тех пор прошло 13 лет, «шведский дом» не рухнул, и Фредрику Рейнфельдту пришлось снизить тон. На выборы он пошел в красном социалистическом галстуке, его партия была объявлена «новой рабочей», а в своей программе правые – впервые в истории – заверяли нацию в преданности идеям общества всеобщего благосостояния.

Буржуазный блок намерен сохранить построенное социалистами, но – ради спасения «шведского дома» – сделает условия проживания в нем более жесткими. Снизится с 80 до 60% возмещение безработным, а «досрочных» пенсионеров, по числу которых Швеция лидирует в Европе, начнут трудоустраивать. Правые закрутят разболтавшиеся гайки на многих элементах социалистической общественной конструкции. В школе обещано навести порядок, ученикам младших и средних классов начнут выставлять оценки за успеваемость и по поведению (сегодняшние шведские школяры от подобных «стрессов» защищены), новое правительство обещает обуздать преступность. «Наше общество слишком либерально относится к нарушителям закона. Они себя чувствуют комфортно. Мы не будем ужесточать уголовное законодательство, станем лишь применять его в полной мере. За разбой полагается срок от года до десяти лет. Мы воспользуемся всей допустимой шкалой!» – заявляет новый премьер-министр.

Проигравшие, не возражая против школьной и уголовной реформы, пугают нацию близким закатом знаменитой шведской модели. «Правые своей левой риторикой поставили дымовую завесу на свои истинные цели. Нам не удалось разоблачить их», – признался после выборов лидер Левой партии (бывшей коммунистической) Ларс Оли.


Шведские партии не знают, что предложить согражданам, у которых и так все есть

"