Posted 18 июля 2010,, 20:00

Published 18 июля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:08

Updated 8 марта, 07:08

Нищета с блеском

18 июля 2010, 20:00
На открытии сессии зимбабвийского парламента президент страны Роберт Мугабе заявил: «Пусть никто не сомневается в нашей решимости продавать наши алмазы». Угроза выброса на рынки огромного количества сырья для «лучших друзей девушек» вполне реальна и серьезна, потому что запасы этих ценных минералов в Зимбабве действите

Другое дело, что Кимберлийский процесс – международная регулирующая организация – в ноябре 2009 года торговать так называемыми кровавыми алмазами зимбабвийцам запретил и сейчас очень осторожно подходит к разрешению на возобновление продаж. Хараре обвиняют в убийствах противников режима, многочисленных нарушениях прав человека и коррупции, процветающей на алмазных копях. Несмотря на то что региональное отделение Кимберлийского процесса считает, что в Зимбабве соблюдаются минимальные требования, предъявляемые к добыче алмазов, на заседании организации, которое прошло в самом конце минувшей недели в Санкт-Петербурге, Мугабе разрешили провести до сентября лишь две продажи алмазов на международных рынках. Тем временем в министерстве шахт, окружающей среды и туризма, отвечающем за добычу минералов, заявляют, что к продаже готовы алмазы на 4 млн. карат.

Алмазная тема – предмет горячих споров не только за границами Зимбабве, но и в коалиционном правительстве страны, работающем с февраля прошлого года. Морган Цвангираи, бывший лидер оппозиции, а ныне премьер-министр, неоднократно обвинял президента Мугабе в принятии решений по добыче ценных минералов без консультаций с ним. Однако по действующему сейчас соглашению о разделе власти безопасность на рудниках обеспечивают армия и силы безопасности, которые находятся под контролем президентской партии. Движение за демократические перемены (MDC), партия премьера, в принципе поддерживает возобновление продаж алмазов, но хочет, чтобы деньги поступали в казну, а не в карманы чиновников.

Между тем ситуация в стране хуже не придумаешь: перебои с продовольствием и самыми необходимыми товарами стали постоянными, стоят заводы и фабрики, безработица достигла 80%, 3 млн. человек бежали в ЮАР. Более трех четвертей из 13 млн. граждан живут за чертой бедности, а в некоторых районах едят корни деревьев и листья. По продолжительности жизни Зимбабве занимает одно из последних мест в мире. Детская смертность за последние 10 лет выросла вдвое, а СПИД каждый день выкашивает несколько сотен жизней.

Запад критикует Роберта Мугабе за то, что его экономическая политика, заключавшаяся в числе прочего и в захватах тысяч хозяйств белых фермеров, привела к резкому падению промышленного производства и полностью развалила базирующуюся на сельском хозяйстве экономику. Мугабе не отрицает, что ключевые отрасли, включая энергетику, водное хозяйство, дороги и транспорт, пришли в полный упадок, а программа строительства жилья в последнее десятилетие совсем не работала, но снимает с себя всю вину и обвиняет во всех бедах Запад. Он давно был уверен, что у Зимбабве есть тайное оружие, которое поможет преодолеть все трудности. И это оружие – алмазы. Правда, даже если выручить от их продажи озвученные 1,7 млрд. долларов, их не хватит на выплату внешнего долга, который оценивается специалистами примерно в 5,5 млрд.

"