Posted 18 мая 2006,, 20:00

Published 18 мая 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:12

Updated 8 марта, 09:12

Цена нелегала

Цена нелегала

18 мая 2006, 20:00
Эта неделя началась в США с обращения президента Буша к нации, в котором он предложил ужесточить борьбу с нелегальной иммиграцией и одновременно всячески содействовать интеграции легальных мигрантов в американское общество. Предложение главы государства было немедленно воспринято как приказ. И вот уже 6 тысяч бойцов Н

Прежде всего, власть предлагает предоставить возможность легализоваться тем, кто прожил в США на нелегальном положении более пяти лет и получить впоследствии «грин-карту» – то есть неограниченное право на работу в США, а также право безвизового въезда в страну и выезда из нее, а позже и американское гражданство. Все остальные должны будут покинуть Штаты и официально обратиться по месту жительства в посольство США за получением особой временной рабочей визы. Ее, может быть, и дадут, но кто ж поверит в такое счастье!.. Одновременно правительство намерено ужесточить ответственность работодателей за наем нелегальной рабочей силы.

Нелегалы составляют около 25% рабочей силы в аграрном секторе США. Около 10% из них заняты в строительной индустрии. Последние получают в среднем 4–5 долларов в час, что на 20–30% ниже минимальной оплаты труда легального рабочего. В аграрном секторе за 25 недель работы на плантациях нелегал получает около 7,5 тыс. долларов. При этом если средний годовой доход американской семьи сегодня составляет 52 тыс. долларов при доходе на одного члена семьи в 23 тыс. долларов, то средний доход семьи нелегальных иммигрантов – около 30 тыс. долл. при доходе на члена семьи в 11 тысяч.

Россиянину такие суммы могут показаться огромными. Однако непосредственно сравнивать доход в долларовом выражении россиян и американцев нельзя. Главное в Америке не то, сколько человек зарабатывает, а сколько у него остается после оплаты всех необходимых для жизни расходов. В США структура этих расходов совершенно иная, чем в России. Здесь иная цена жилья, есть жизненная необходимость иметь машину – без нее и о работе думать нечего. В Америке нет бесплатной медицины. Около 70% нелегалов не имеют страховки и, следовательно, им недоступно даже элементарное медобслуживание. В США есть еще немало всяких необходимых трат, без которых обойтись нельзя. Поэтому 11 тыс. долларов в год на человека – это, считай, бедность.

Мне довелось однажды разговориться с одной из счастливиц, работающих в ресторане под Вашингтоном. 34-летняя Мария приехала в США из Гондураса. Образование – четыре класса. Не может быть, – думаю я про себя, – она выглядит вполне интеллигентно, да и по-английски говорит вполне сносно. По крайней мере, ее акцент гораздо мягче моего.

Дома с бабушкой у Марии осталось четверо детей. Сама Мария вот уже два года работает в ресторане. Родила последнюю девочку и поехала в США. Ей повезло. Хозяин ресторана обеспечил своих работников жильем. Вместе с 12 другими работницами Мария живет в принадлежащем хозяину трехкомнатном домике и «почти ничего не платит». «Почти ничего» – это 150 долларов в месяц. По американским меркам действительно «почти ничего». Ее месячный заработок – полторы тысячи на руки при 12-часовом рабочем дне. В выходные Мария еще подрабатывает уборкой квартир. Заказы для нее и нескольких подруг находит другой человек, но хозяин ресторана этого не знает. Работать за 2 тыс. долл. в месяц по 12 часов в день из года в год без выходных? Зачем? Ответ прост: «Я отправляю домой около пятисот долларов в месяц. Там это почти состояние».

Другой мой собеседник – 30-летний нелегал из Монголии. Образование высшее, экономист. По-английски почти не говорит. Зато практически свободно говорит по-русски. «Да, дурак я, – весело и почти без акцента признается парень. – В Улан-Баторе я занимал неплохую должность в фирме, получал около миллиона тугров в месяц – это грубо тысяча долларов. На все хватало. А тут просто мода какая-то пошла. Все как взбесились: США, США!.. Ну, я и рванул. Очень переживал еще: дадут визу, не дадут... Совсем непонятно, кому они дают, кому нет. Мне дали. И что теперь? Работаю на стройке по 10–12 часов. Получаю кэшем полторы тысячи. Уже год отработал. Где уж тут скопить…»

Спрашиваю, почему он не возвращается домой. «А куда я теперь поеду? – отвечает он вопросом на вопрос. – Должность в фирме потерял, обратно не вернешь. С работой-то в Монголии совсем плохо. Потом, я уже время свое упустил. Сегодня капитал нужен. С нуля не поднимешься. Так что ловушка получилась. Да, ладно, молодой еще. А может, в Германию соберусь. Там монголов много, а я немецкий знаю. Правда, говорят, там с работой тоже беда».

Нелегал с высшим образованием, такой, как мой знакомый из Монголии, – это редкость. Гораздо больше среди них Марий и Раулей из Мексики, Гондураса, Венесуэлы и бог еще знает откуда. В лучшем случае у них есть начальное образование, а то и вовсе неграмотные. Согласно статистике среднего образования не имеют 75% нелегалов.

Вопрос в том, какую цену платит общество за использование труда нелегальных иммигрантов. Нелегалы так или иначе занимают в американском обществе «дотационную нишу». Они не платят налогов, относительно более высокая преступность среди нелегалов вынуждает общество тратить больше средств на борьбу с ней и.т.д. Сводя дебет и кредит, американские экономические эксперты приходят к неутешительному выводу: нелегал черпает из бюджета страны больше, чем добавляет в него предприниматель, использующий его труд.

"