Posted 17 декабря 2003,, 21:00

Published 17 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 02:26

Updated 8 марта, 02:26

Сергей ПАШИН

Сергей ПАШИН

17 декабря 2003, 21:00
Счастливый Саддам

Самое необычное в поступившей информации о захвате Саддама Хусейна – это обещание Временного управляющего совета страны Аднана Пачачи гласно судить бывшего диктатора.

Наполеона Бонапарта содержали в плену на острове Святой Елены без суда. Намерение предъявить обвинение развязавшему Первую мировую войну кайзеру Вильгельму так и осталось втуне. Действительно высокопоставленные злодеи ускользнули от петли Международного военного трибунала в Нюрнберге. И Россия, и США уклоняются от ратификации Римских соглашений, касающихся признания юрисдикции Международного уголовного суда. Впрочем, органы наднационального правосудия пытались с грехом пополам разбираться с геноцидом в Югославии и Боснии. Зато трудно найти свежий пример преследования державами в уголовном порядке собственных лидеров (в случае с Клинтоном, как помнит читатель, сенаторы ограничились публичным полосканием грязного белья).

Преступления против человечества, совершенные королями, императорами, президентами, традиционно остаются в возглавляемых ими государствах без юридического воздаяния. Исключение в посткоммунистическое время составил, пожалуй, лишь скорострельный суд над повелителем Румынии Чаушеску. Однако находятся серьезные эксперты, которые на основании анализа видеозаписей заседания трибунала уверяют, будто приговор низложенному кумиру был вынесен посмертно; военный судья, председательствовавший на процессе, вскоре покончил с собой, так что данную версию опровергнуть с достаточной убедительностью некому.

Тираны, придя к власти, стремятся вывести свои персоны за рамки правового поля, сделать себя безответственными и экстерриториальными деятелями. Когда они нагромоздят гору черепов или перемелют миллионы людей «красным колесом», на них не находится управы: все молчит или раболепствует. Сверкают ли над безоружной толпой саперные лопатки, разносят ли танковые снаряды стены парламента, опорожняются ли бомбовые люки над мирными селами, душит ли газ правых и виноватых, – рептильное правосудие прижимается брюхом к земле, не смея подняться к вершине убийственной пирамиды. Нюрнбергские принципы – не для домашнего употребления.

Никто из проливших реки крови лидеров Отечества не посидел не то что на нарах, но даже и на жесткой скамье подсудимых. В XX веке готовили эту мебель для двух фигур, да только Николая II казнили чекисты, а Борису Ельцину за Чечню и прочие безобразия лишь пригрозили импичментом.

Положение тирана вне правового поля представляется очень выгодным: ведь юстиции до него не дотянуться – руки коротки. Однако за юридической околицей гуляют не только диктатор с охраной. Там же бродят гвардейцы, способные нанести апоплексический удар табакеркой в висок, а также готовые к самопожертвованию бомбисты вроде Каляева и Гриневицкого. Многие диктаторы позавидуют Саддаму, избегшему встреч с опоясанными взрывчаткой согражданами и для суда родины извлеченному из подвала солдатами чужой армии.

Автор – заслуженный юрист РСФСР, федеральный судья в отставке.

"