Posted 17 февраля 2004,, 21:00

Published 17 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Бомба Каддафи

17 февраля 2004, 21:00
Председатель Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ), Мухаммед Аль-Барадеи вчера сообщил, что в понедельник вылетит в Ливию с инспекционной поездкой. Ему предстоит провести расследование масштабов деятельности подпольной сети торговцев ядерными технологиями, вскрытой благодаря рассекреченным документам

Визиту предшествовало сообщение в Washington Post: Ливия передала США чертежи китайской ядерной боеголовки. Документ содержит пошаговые инструкции по сборке заряда и размещению его на мощной баллистической ракете. Этот материал появился спустя неделю после того, как отец исламской атомной бомбы, пакистанский ученый-ядерщик Абдул Кадыр Ханом признался, что передавал секретные технологии оружия массового уничтожения «странам-изгоям»: Ливии, Ирану и КНДР.

Решение полковника Каддафи в декабре прошлого года свернуть ливийскую ядерную программу в обмен на отмену международных санкций стало косвенным подтверждением догадок спецслужб США и Великобритании о существовании международного черного рынка ядерных технологий. Как полагают эксперты, именно благодаря наличию широкой сети торговцев секретами, чертежи ядерного устройства, переданного в свое время КНР Пакистану смогли оказаться в Африке.

То, что Пакистан ведет собственные разработки атомного оружия, американцы узнали еще в 1986 году, когда при «случайном» досмотре контейнера с дипломатической почтой, направлявшегося из Вашингтона в Исламабад, были обнаружены быстродействующие газовые реле – важный элемент детонатора атомного заряда. Тогда же американская военная разведка заметила, что на нескольких новейших истребителях F-16, только что закупленных в США, пакистанцы монтируют подозрительные бомбодержатели, предназначенные для боеприпасов явно большего калибра, чем те, что официально стояли на вооружении пакистанской армии. Сопоставив факты, эксперты пришли к выводу – работы по созданию «мусульманской бомбы» близки к завершению.

Догадывались за океаном и об участии КНР в ядерной программе Исламабада. Под вопросом оставалась только степень этого участия. Сомнительно, чтобы китайские товарищи передали пакистанским коллегам готовые чертежи атомного устройства. По словам экспертов, заряд, представленный на китайских чертежах, хоть и грамотно спроектирован, но имеет морально устаревшую конструкцию. Скорее всего документация предназначалась для пакистанских ракетчиков: вопросы размещения атомной боевой части на носителе очень сложны и требуют тщательной проработки.

Так или иначе, документация благополучно «уплыла» в Ливию, причем вряд ли с ведома китайцев. Можно предположить, что китайские чертежи оказались в Африке не раньше 1998–1999 годов – к тому времени документы были досконально изучены в Пакистане, и о них могли забыть. А вот ливийцам пригодились прежде всего сведения о конструкции заряда. Фактически все, чем располагали ливийцы, это исследовательский атомный реактор советского производства в Тарудже и небольшое количество урана со степенью обогащения 80%, которым удалось «разжиться» в СССР. В 1998 году был заключен крупный контракт с Россией на модернизацию реактора, и тогда же появились сообщения о закупках ливийцами газовых центрифуг – устройств, необходимых для производства оружейного урана.

Но цена за обладание собственным ОМУ оказалась неподъемной для страны, чья экономика подорвана международным торговым эмбарго. Каддафи посчитал, что ради возвращения в мировое сообщество бомбой можно и пожертвовать. А заодно можно сдать и всю сеть подпольных торговцев атомной смертью. Информация, полученная экспертами МАГАТЭ из ливийских архивов, повергла их в шок. По крайней мере по результатам проверки ливийских объектов на этой неделе ожидается «два важных заявления». Не исключено, что одно из них будет о введении санкций против российских учреждений, участвовавших в ливийской ядерной программе.

"