Posted 16 ноября 2004,, 21:00

Published 16 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 02:18

Updated 8 марта, 02:18

Алексей Малашенко

Алексей Малашенко

16 ноября 2004, 21:00
Японские острова – это пробный шар

Считать недавнее заявление Сергея Лаврова подтверждением того, что в Кремле действительно готовы передать японцам два острова Курильской гряды, явно преждевременно. Передача островов Японии (если это когда-либо вообще произойдет) – процесс болезненный и долговременный. Об этом лучше всего говорит тот факт, что в позиции России по этому вопросу в принципе ничего не изменилось с тех пор, как Екатерина II объявила Курилы территорией России в XVIII веке.

Если принимать во внимание последние официальные заявления представителей России и Японии, обе стороны по-прежнему остаются при своих интересах. Токио опасается, что, согласившись только на два малых острова (Хабомаи и Шикотан), он навсегда потеряет два больших (Кунашир и Итуруп), а в проблеме «северных территорий» будет поставлена точка.

Россия, со своей стороны, говорит, что якобы может поступиться малыми островами согласно двусторонней Декларации от 1956 года. Так оно или нет, но большие она никогда никому отдавать не намерена. Речь, таким образом, может идти всего лишь о частичной реализации Декларации от 1956 года, и то при определенных условиях. Каких – очевидно. Россия заинтересована в прямых инвестициях: мы говорим – давайте нам деньги на предприятия. Японцы же хотят получить прямой доступ к сырью. Но и здесь пока стороны не могут договориться, в том числе и о формах возможных компенсаций. Вдобавок ко всему, в проблеме Курил существует еще один важный фактор – мнение местных администраций и местного населения, которые не хотят никакого обмена. На Сахалине есть даже организация «За неотделимость территорий». И с этим придется считаться.

Что же касается вопросов, которые уже зазвучали после заявления Лаврова – не является ли передача островов признаком слабости? – то ответ, думаю, ясен: нет, не является. Слабой Россию делает не проблема Курильских островов, а чеченская война. Не станет ли озвученное Лавровым намерение прецедентом – дескать, сначала Курилы, потом – Калининград и далее – развал России? Думаю, развала не последует.

Заявление Лаврова – на мой взгляд, пробный шар. Россия пытается продемонстрировать миру гибкость своей политики.

С одной стороны, она пугает мир реформами по укреплению вертикали власти, с другой – подписывает Киотский протокол и как бы подтверждает намерение выполнять принятые на себя международные обязательства. Получается, не так страшен черт, как его малюют. Если все же вообразить, что Россия пойдет до конца – то есть отдаст Японии два острова, получит за это большие деньги, да при этом еще сумеет их не разворовать, – тогда от сделки будет больше плюсов, чем минусов. Отдать можно при условии, что это будет очень хорошо компенсировано и понято населением островов. Но об этом можно будет говорить только в том случае, если начнутся переговоры. Когда это может произойти и произойдет ли вообще, станет понятно после встречи президента Путина с премьером Японии.

Автор – эксперт московского отделения Фонда Карнеги.





ПУТИН И КОИДЗУМИ ПОГОВОРЯТ О КУРИЛАХ В ЧИЛИ

Вчера министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что в ближайшее время планирует обсудить с главой МИД Японии весь комплекс двусторонних отношений, в том числе и вопросы, связанные с территориальной проблемой. Обсуждение состоится в рамках саммита организации Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), который состоится в Сантьяго (Чили). Ожидается, что на саммите АТЭС состоится и встреча президента РФ Владимира Путина с премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми. Чудес от этих переговоров, скорее всего, ждать не стоит. Напомним: еще в начале сентября Коидзуми утверждал, что не заключит мирный договор с Россией до тех пор, пока не будут возвращены все четыре острова – Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи. Путин, в свою очередь, во вторник сказал, что без взаимности с японской стороны дело двигаться не будет: «Мы всегда выполняли и будем выполнять все взятые на себя обязательства, тем более ратифицированные документы. Но, разумеется, в том объеме, в каком наши партнеры готовы выполнять те же самые договоренности. Пока же, как мы знаем, нам не удалось выйти на понимание этих объемов, того, как мы это видим и как это видели в 1956 году».

12-й саммит лидеров АТЭС состоится в Сантьяго 20–21 ноября (а сегодня, 17 ноября, начинается двухдневная встреча глав МИД стран–членов АТЭС). Россия рассчитывает на поддержку членов этой организации в своем стремлении вступить во Всемирную торговую организацию. Кроме того, на саммите будет затронута тема реформирования «экономик в глобальном масштабе». Планируется и принятие декларации, в которой будут отражены конкретные направления сотрудничества в борьбе с терроризмом.

Мехман ГАФАРЛЫ

"