Posted 16 июня 2005,, 20:00

Published 16 июня 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 02:35

Updated 8 марта, 02:35

Остров невезения

Остров невезения

16 июня 2005, 20:00
Половина мужского населения острова Питкэрн в южной части Тихого океана была обвинена в занятии сексом с малолетними. В результате в минувшем году шестерых аборигенов посадили. Но история на этом не закончилась. Оказалось, что как мужчины, так и женщины затерянного в водных просторах клочка суши не понимают, почему бри

Английские бунтовщики и таитянские красотки

Население Питкэрна составляет всего-навсего 47 человек. Изолированная община, в которой почти все жители – родственники, обосновалась здесь в 1790 году. Именно тогда английский корабль «Bounty», что, кстати, означает «Поощрительная премия», причалил к острову. Команда взбунтовалась против жестокого капитана Вильяма Блая, высадив его и поддерживающую его часть экипажа в шлюпку. Оставшиеся на паруснике моряки под руководством рулевого Кристиана Флетчера, забрав на Таити 19 человек обоего пола, решили скрыться подальше от глаз правосудия. История «Баунти» оказалась настолько примечательной, что была несколько раз экранизирована. Флетчера в разное время сыграли Марлон Брандо, Кларк Гэйбл и Мел Гибсон. Большинство теперешних жителей острова считают себя потомками рулевого, многие носят фамилию Кристиан.

Островитяне чувствуют себя одной большой семьей, свято храня традиции первых поселенцев. Островные девушки, в жилах которых течет теперь уже и кровь полинезийских женщин, начинают сексуальную жизнь сразу по достижении половой зрелости, а здесь это, как правило, 12 лет. Только третье поколение родственников – троюродные сестры и братья – могли вступать в брак друг с другом, и чем больше крепких ответвлений насчитывало родовое древо, тем шире оказывался выбор у потенциальных женихов и невест в будущем. Со временем островитяне превратились в спокойный благодушный народец, склонный к размеренной жизни, выращиванию плодовых деревьев, плотским удовольствиям и тихим «домашним» развлечениям. Остров – одно из самых изолированных мест на Земле, от него до ближайшего аэродрома 3 тыс. км. Являясь британской колонией, Питкэрн, расположенный за 14 885 км от Великобритании, по-прежнему подчиняется Лондону. Заболевших островитян отправляют в Новую Зеландию, там же молодежь получает высшее образование. В ее столице – Веллингтоне постоянно живут и управляющие колонией, включая губернатора. На самом Питкэрне местное самоуправление возглавляет мэр островной столицы Адамстауна, названной так в честь долгожителя Джона Адамса, умершего последним из моряков–основателей колонии.

И вдруг разразился скандал. Оказалось, что обычаи Питкэрна вступают в прямое противоречие с британским уголовным правом, причем под удар попадает только сильная половина, в одночасье превратившаяся перед лицом закона в развратников и насильников. «200 лет британцев совершенно не заботило, что происходит на острове, – говорит 25-летняя жительница Питкэрна Таня Кристиан в интервью газете «Австралия». – Почему же они сейчас заволновались? Им просто слишком дорого нас содержать!»

Исполняющий обязанности губернатора Питкэрна Мэттью Форбс отметает все обвинения, говоря, что Великобритания тратит миллионы долларов на содержание острова: «Если бы Британия собиралась устраивать этот процесс для того, чтобы закрыть остров, мы бы не тратили огромные суммы на развитие его инфраструктуры», – заявил он в интервью новозеландским газетам.



Потерянный рай

«Разоблачение рая» началось в 1999 году, когда остров посетила британская полицейская Гейл Кокс. Дама в мундире была шокирована безыскусным рассказом одной островитянки о свободных нравах, царящих на Питкэрне. Узнав, что мужчины еще в детстве лишили жизнерадостную молодую женщину невинности, англичанка преобразовала в своем докладе житейские радости островитян в свинцовые мерзости жизни. Она раскрутила показательное дело, стремясь вывести на чистую воду все «преступное сообщество». По ходу следствия на Питкэрне были введены новые законы, включающие защиту детей, а на остров несколько раз заявлялись утомленные жарой и качкой полицейские и социальные работники.

Расследование в конечном итоге привело к обвинению 14 мужчин, полиция назвала это дело уникальной операцией, так как в ней приняли участие английские полицейские и новозеландские юристы, действующие по британским законам, совсем недавно введенным на острове. Было установлено, что островитяне, и в том числе сам мэр Адамстауна Стив Кристиан, виновны аж по шести статьям, причем некоторые эпизоды произошли 30–40 лет назад. Самым невинным из обвинений стало «грубое нарушение общественного порядка», а самыми тяжелыми – «совращение малолетних» и «изнасилование». Стив, например, как значится в материалах дела, «в первый раз четырежды изнасиловал двенадцатилетнюю девочку, когда ему самому было 15 лет».

Понятно, что никто из преступников виновным себя не признает. «Дети природы», находящиеся благодаря заботам далекой Матери-Британии отнюдь не в первобытном состоянии и умеющие пользоваться компьютерами, постарались организовать достойный отпор вмешательству во внутренние дела, связавшись с известными юристами. Женщины, на основании показаний которых строилось обвинение, просто забрали назад свои свидетельства. Одна из свидетельниц, 22-летняя мать четверых детей, Шарлен Гриффитс честно повторила свой рассказ для прессы: «Мне было 13 лет, я ощущала себя взрослой дамой, сама хотела этого. Наши женщины горды тем, что начинают заниматься сексом, как только входят в пору зрелости».

Что правда, то правда. В криминальном отношении колония на протяжении долгих десятилетий была практически «стерильной», заявлений в полицию никто не писал, на острове даже не удосужились построить здание суда или тюрьму. Судебный процесс, который продолжался 6 недель, решено было проводить на «месте происшествия», в Адамстауне. Обвиняемым грозили длительные сроки отсидки, а райскому клочку суши – участь необитаемого острова. Живет население рыболовством и садоводством, порта на Питкэрне нет, связь с миром осуществляется океанскими судами, подойти к которым можно только на длинных и тяжелых, хорошо выдерживающих волну лодках. Лишившись мужчин, колония могла прекратить свое существование: попросту не осталось бы гребцов. Вертолетам до острова не долететь, а самолету на него не сесть.

К началу суда к Питкэрну прибыла целая флотилия с адвокатами, судьями и репортерами. Процесс начался в деревянном доме общественных собраний, перед которым водружен якорь с «Баунти» – после того, как дощатый пол застелили ковровой дорожкой, а окна занавесили тяжелыми драпировками, «чтобы несерьезные виды не отвлекали судей». Обвиняемые явились в своих лучших футболках, шортах и шлепанцах. Местное население сорвало британские флажки с четырехколесных мотоциклов, на которых чужаки раскатывали по острову. Негодование возросло, когда одному журналисту удалось сфотографировать двух прокуроров во время вечеринки на их корабле. Представители закона нарядились дамами, прилепив себе накладные бюсты и красные парики. Такое поведение в то время, когда островитяне находились в сильнейшей депрессии, было воспринято как кощунственное.

С «большой землей» всех его участников связывал телемост. Некоторые покинувшие родину свидетели с его же помощью давали показания. Суд приговорил к тюремному заключению шестерых из четырнадцати – остальных наказали условно, обязав искупать вину на ниве общественных работ. В случае с островитянами это означало продолжение занятий любимым делом – рыбалкой и перевозкой грузов на Питкэрн с редких судов, бросающих якорь на рейде. Однако Британия рано праздновала победу. Шестерку «узников обычая», отбывающих срок в Новой Зеландии, взялись защищать светила британской адвокатуры, привлеченные массой юридических парадоксов в этом деле. Адвокаты обнаружили, что судить потомков бунтовщиков следовало по британским законам 1790 года, поскольку в Лондоне забыли о проведении формальных действий на далеком острове, необходимых для включения его в орбиту современного британского судопроизводства. Но в законодательстве конца ХVIII века не было статей, запрещающих сексуальную связь с несовершеннолетними.

Апелляция, требующая признать суд на Питкэрне фарсом и составленная командой звездных крючкотворов, недавно подана в суд высшей инстанции. Не исключено, что Британия будет вынуждена отправить их представителей к безутешным островитянкам.




Райское наслаждение

"