Posted 16 января 2011,, 21:00

Published 16 января 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:29

Updated 8 марта, 06:29

Недоотчитались

16 января 2011, 21:00
Обнародованный на прошлой неделе официальный отчет Международного авиационного комитета (МАК) о расследовании крушения польского «борта номер один» вызвал в Варшаве эффект разорвавшейся бомбы. Такого числа антироссийских комментариев и выплесков агрессии в адрес польского правительства не было с момента самой катастроф

Многоголосие представителей партии Ярослава Качиньского «Право и справедливость» (ПиС) заглушило выступления экспертов, прокуроров и представителей руководства страны, не согласных с однозначно негативной оценкой отчета МАК. «Заслуженный польский генерал уже после своей трагической смерти получил пулю в затылок» – так, например, депутат сейма от ПиС Беата Кемпа прокомментировала содержащиеся в отчете данные об обнаруженных 0,6 промилле алкоголя в останках главкома ВВС Анджея Бласика, находившегося в момент столкновения с землей в кабине разбившегося самолета.

В это же время премьер Туск давал пресс-конференцию, на которой он признал, что доклад МАК в основе своей дает исчерпывающие ответы на причины трагедии. Однако, по мнению премьер-министра, остаются детали, важные для Польши, которые в отчете никак не отражены, – данные о состоянии аэродрома, работе навигационной службы аэропорта и т.д. Глава правительства Польши сообщил, что в беседах с премьером России Владимиром Путиным он предупреждал российского коллегу: отчет в его нынешнем виде может вызвать волну возмущения в Польше, особенно в стане сторонников Ярослава Качиньского, и его следует доработать совместно. Туск заметил, что польское руководство в ближайшие дни предложит российской стороне поработать над совместным отчетом. При этом он не исключил, что в случае отказа Варшава будет вынуждена предложить странам Запада создать международную следственную комиссию. Однако, как подчеркнул глава польского правительства, «катастрофа не была и не должна быть ударом по польско-российским отношениям». Перспективы дальнейшего расследования и необходимость сохранить «новый курс» в двусторонних отношениях обсуждали в конце прошлой недели в телефонном разговоре и президенты обеих стран – Дмитрий Медведев и Бронислав Коморовский (беседа состоялась по инициативе последнего).

Брат погибшего в авиакатастрофе главы государства Ярослав Качиньский дает всему происходящему прежние, крайне категоричные оценки, утверждая, например, что «отчет МАК – это очевидное поражение правительства Дональда Туска и предательство национальных интересов Польши». Не остался в стороне от этой полемики также первый «постсоциалистический» президент республики Лех Валенса, на этот раз озвучивший свою позицию в одном из интернет-интервью, сразу же разошедшемся по Сети с многочисленными комментариями сторон. В отчете МАК его ничего не удивило. «Практически вся вина за трагедию лежит на польской стороне. Российская сторона виновата лишь в том, что все-таки позволила президентскому борту попробовать совершить посадку». Более того, г-н Валенса счел необходимым по-своему ответить на радикализм пана Качиньского: «Россиянам надо было сделать предупредительные выстрелы, чтобы напугать тех людей на борту самолета, которые отдали приказ садиться во чтобы то ни стало, и чтобы они улетели на другой аэродром».

По варшавскому ТВ в эти дни показали интервью с родителями капитана Аркадиуша Протасюка, командира разбившегося лайнера. Они поведали, что их сын – летчик высокого класса – неоднократно рассказывал, как VIP-персоны, летящие на борту самолета, нередко отдают приказы, выполнение которых находится за пределами здравого смысла. Но если командир пилотируемого лайнера ослушается, последствия могут быть непредсказуемыми. Как это случилось в августе 2008 года с командиром президентского борта капитаном Гжегожем Петручуком, проигнорировавшим требования Леха Качиньского посадить самолет в Тбилиси. Капитана отстранили от полетов, а депутат Сейма от ПиС Кароль Карский на спецзаседании парламента требовал его увольнения из рядов Войска Польского и предания суду «за трусость». Тогда пилота спасло только личное вмешательство Дональда Туска, сначала наградившего его, наоборот, «за мужество», а потом отправившего в почетную отставку.

Экс-премьер Польши Лешек Миллер, комментируя для «НИ» реакцию общества на обнародование отчета МАК, с сожалением отметил прежнюю «агрессивную риторику» Ярослава Качиньского. «Ведь очевидно, что ни один трезвомыслящий летчик в таких погодных условиях, а тем более имея на борту такую важную делегацию, не решится на посадку. А значит, на капитана экипажа было оказано мощное давление, которое погасило свойственный всякому человеку инстинкт самосохранения. Обо всем этом уже говорилось неоднократно», – заключил пан Миллер.

"