Posted 16 января 2005,, 21:00

Published 16 января 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:33

Updated 8 марта, 09:33

Слуховые галлюцинации

Слуховые галлюцинации

16 января 2005, 21:00
Визит министра иностранных дел Японии Нобутаки Матимуры в Москву на прошлой неделе породил очередную порцию слухов о дальнейшей судьбе Курильских островов. Суть этих слухов, впрочем, неизменна: стороны якобы готовы к некоему торгу с целью решения самой болезненной проблемы в российско-японских отношениях, но контуры эт

Очередные «слуховые галлюцинации» связаны с тем, что в ходе визита главы японского МИД в Россию никакого прорыва в переговорах не произошло. Многие – и в Москве, и в Токио – ждали, что визит Матимуры позволит хотя бы подступиться к диалогу по этой острой проблеме, без чего, видимо, невозможно определить сроки визита президента РФ в Японию. Этого, похоже, не произошло. Слухи в этом контексте – и есть выражение того разочарования, которое царит и в Токио, и в Москве.

До визита Матимуры в Москву японцы считали, что ноябрьское заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова о возможности передачи двух из четырех спорных островов Курильской гряды в обмен на подписание мирного договора с Японией – это знак, свидетельствующий о готовности российского руководства вести конструктивный диалог с Токио. В связи с этим в кулуарах японского парламента всерьез обсуждаются различные компромиссные варианты решения «Курильской проблемы». Одним из таких вариантов, например, предусматривается, что при подписании мирного договора Япония получает три острова – Шикотан, Хабомаи и Кунашир, а самый крупный и самый северный остров Итуруп остается в составе России. Правда, с условием, что в дальнейшем будут продолжены переговоры о судьбе и этого острова. Однако из высказываний высших официальных лиц РФ в конце декабря стало ясно, что такой вариант Москву вряд ли устроит.

Отсутствие конкретной информации о российско-японских договоренностях (не считая обтекаемые дипломатические заявления, в которых соревнуются МИД двух стран) говорит о том, что стороны продолжают разговаривать на разных языках. Так, Россия предлагает решить «Курильскую проблему» на основе совместной декларации Японии и СССР от 1956 года (она, напомним, предусматривает передачу японской стране только двух островов – Шикотана и Хабомаи). Япония, в свою очередь, берет за точку отсчета Токийскую декларацию 1993 года (подписанную президентом Ельциным). В ней Москва признает суверенитет Токио над всеми четырьмя Курильскими островами.

Из-за того, что переговоры буксуют, до сих пор нет ясности и со сроками визита президента России Владимира Путина в Японию. А это, считают аналитики в обеих странах, уже плохой знак. Некоторые эксперты в Москве допускают, что компромисс по формуле «3+1» (то есть передача островов Кунашир, Шикотан и Хабомаи при сохранении острова Итуруп в составе РФ) теоретически возможен, но только при условии, что в дальнейшем суверенитет Москвы над островом Итуруп останется неоспоримым. К тому же, отмечают в Москве, формула «3+1» возможна лишь в том случае, если Япония вложит огромные инвестиции в российскую экономику. А Россия окажет Японии «ответную услугу» – поддержит ее амбиции на вступление в Совет Безопасности ООН в качестве постоянного члена.

Многие японские аналитики, в свою очередь, продолжают напоминать, что для России передача островов политически и экономически выгодна – мол, без этого невозможны огромные японские инвестиции в российскую экономику. Кстати, этого мнения придерживается и глава МИД Японии Нобутака Матимура, заявивший в Москве, что существует увязка между невысоким уровнем российско-японских экономических отношений и отсутствием мирного договора между двумя странами. По его словам, по этой причине сегодня японско-российский торговый оборот в 20 раз ниже, чем торговый оборот Японии с Китаем или с США.

Из позитивных аспектов визита стоит отметить озвученное главой МИД Японии желание его страны принять участие в финансировании строительства нефтепровода Тайшет (Восточная Сибирь) – бухта Перевозная (побережье Тихого океана). Японские инвесторы готовы вложить в этот проект 7 млрд. долларов.




Михаил Федотов: Неразменные острова

"