Posted 15 декабря 2008,, 21:00

Published 15 декабря 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:58

Updated 8 марта, 07:58

Кавказские маневры

15 декабря 2008, 21:00
Крохотное грузинское село Переви, расположенное на границе с Южной Осетией, по-прежнему остается в центре внимания большой кавказской политики. В конце прошлой недели его сначала покинули, а потом – после спешных «победных» реляций грузинских властей – снова заняли российские военные. В то время как МИД Грузии обвиняет

Как только российские войска ушли из Переви, представитель МВД республики поспешил объявить, что их место заняли грузинские саперы и полицейские. Однако на следующий день россияне вернулись, причем в более многочисленном составе. МВД Грузии сообщило, что в селе высадились сотни десантников, введен горнострелковый батальон, тяжелая техника. Грузинской стороне был выдвинут ультиматум – немедленно покинуть Переви, что и было сделано.

Ситуация не изменилась и в понедельник. Причем если правительство Грузии квалифицирует действия Москвы как «провокацию», то непарламентская оппозиция возлагает вину на Михаила Саакашвили, допустившего неосторожные заявления в связи с выходом российских войск из Переви. Особенно резко его раскритиковала председатель партии «Демократическое движение – Единая Грузия» Нино Бурджанадзе, подчеркнувшая, что «своей глупостью эта власть вернула выведенные (российские. – «НИ») войска и сегодня реальность такова, что там вместо 50 солдат стоят 250 военнослужащих, десантники, вертолеты». Экс-спикер парламента Грузии заявила, что Саакашвили устраивает происходящее, так как российское военное присутствие для него весомый аргумент против требований проведения досрочных выборов.

«Позитив, начавшийся было с выходом русских из Переви в пятницу, несомненно является результатом недавней встречи Католикоса-патриарха всея Грузии Илии Второго с президентом России Дмитрием Медведевым. А возвращение российских войск на прежние позиции – результат бахвальства нашего президента Михаила Саакашвили», – рассказал «НИ» тбилисский политолог Рамаз Климиашвили. – Я возмущен его заявлениями о том, что это он инструктировал Католикоса-патриарха, о чем говорить с российским президентом». Несмотря на напряженную ситуацию вокруг Переви, г-н Климиашвили все же видит некоторый «позитив» в последних попытках восстановить российско-грузинские связи. «Очень хорошо, что 15 декабря в Москву по приглашению российской Общественной палаты направились представители нашей общественности. Это, несомненно, позитив», – отмечает он. Добавим, что грузинская делегация, в состав которой намеренно не были включены политики, пробудет в Москве пять дней.

Российские эксперты, в свою очередь, считают, что для Грузии ситуация вокруг Переви – своего рода внутриполитическое противостояние в информационном пространстве. «Это похоже на информационную войну. Слухи и неподтвержденные факты сначала о выводе войск, потом – о грузинских спецназовцах, которых якобы там заметили, потом о возвращении войск – это самый обыкновенный информационный повод для Тбилиси говорить о том, что Россия нарушила план «Медведева – Саркози», и повод для Бурджанадзе критиковать Саакашвили», – заявил «НИ» гендиректор Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского зарубежья при МГУ Алексей Власов. Эту позицию в целом разделяет член научного совета Московского центра Карнеги, политолог Алексей Малашенко: «Сам Саакашвили ведет себя непоследовательно, а с учетом мнения Бурджанадзе, можно предположить, что ситуация вокруг Переви сработала в пользу России».

В ответ на вопрос «НИ» об американской поддержке Тбилиси в связи со сменой администрации в Белом доме, эксперты высказали сомнение, что Грузия сохранит одно из приоритетных мест в новом внешнеполитическом курсе США. «Я бы на месте Саакашвили не обольщался, что США будут рассматривать Грузию как свой форпост на постсоветском пространстве. Тем более что администрация Обамы в принципе будет сконцентрирована на решении внутриполитических проблем», – считает Алексей Власов. «Я только что вернулся из США. Могу сказать, что грузинская тема там представляет интерес для узкого круга специалистов. На широком экране о ней не упоминают. Все новости начинаются с кризиса и внутриполитических проблем – ими же и заканчиваются», – подытожил Алексей Малашенко.

"