Posted 15 октября 2003,, 20:00

Published 15 октября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Ян Ливэй – китайский Гагарин

Ян Ливэй – китайский Гагарин

15 октября 2003, 20:00
Китай стал третьей после России и США страной, запустившей человека в космос. С космодрома Цзюцюань вчера стартовал космический корабль «Шенчжоу-5». На его борту находится первый китайский космонавт, полковник ВВС Ян Ливэй.

По решению китайского правительства прямой трансляции старта из пустыни Гоби не было. Объяснили это просто – если миллиард китайцев все разом прильнут к телевизорам, добром для энергосистемы это не кончится. Китай, таким образом, стал третьей космической державой, обогнав Европу и Японию. Сам по себе запуск через 40 лет после полета Юрия Гагарина уникальным научно-техническим достижением назвать нельзя. Но факт полета китайской ракеты в космос доказывает, что КНР уже не относится к категории развивающихся стран.

Программа полета предусматривает 14 витков вокруг Земли за 21 час и приземление в провинции Внутренняя Монголия.

Родился первый китайский космонавт в 1965 году в провинции Ляонин (северо-восток Китая). В военную летную школу поступил в 18 лет. В качестве летчика истребителя налетал в общей сложности около полутора тысяч часов. В отряде космонавтов с 1998 года. В отличие от некоторых своих коллег, которые обучались в Центре подготовки космонавтов в подмосковном Королеве (см. «Новые Известия» от 09.10.2003), Ян Ливэй проходил подготовку в аналогичном центре под Пекином.

Китайская программа пилотируемых полетов разрабатывается с 1992 года. В общей сложности на нее затрачено около 2,5 млрд. долларов. «Шенчжоу-5» представляет собой переработанную копию наших «Союзов». Внутренняя начинка корабля создана в Китае с учетом опыта в этой области России и США.

Несмотря на то что запуск китайца в космос – безусловное свидетельство технического прогресса в Китае, событие это еще и политическое. Так считает Александр Пекаев, эксперт Московского центра Карнеги по космической проблематике. По его мнению, важно, что в клубе космических держав появился третий вполне полноправный член и этот факт влечет за собой важные политические последствия, особенно для нашей страны. То, что Китай успешно реализует свою космическую программу, его намерение создать свою орбитальную, а потом и лунную станцию, открывает перед Россией дополнительные перспективы. То есть США и Европейское комическое агентство больше не имеют монополии в космосе. Теперь, считает Александр Пекаев, наше сотрудничество с Китаем станет еще более плодотворным. У нас появился новый партнер, который потенциально может стать стратегическим союзником в деле освоения космоса.



"