Posted 15 сентября 2003,, 20:00

Published 15 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

«Виктория» над природой

«Виктория» над природой

15 сентября 2003, 20:00
В Октябрьске Самарской области продолжаются работы по очистке Волги от нефтепродуктов, попавших в реку в результате пожара на танкере «Виктория» 30 августа этого года. Власти убеждают местное население, что экологическую катастрофу удалось предотвратить. Однако люди больше доверяют своим глазам. На месте событий побыва

«Начальство уже предупредило: одно слово для прессы – и вылетите с работы к черту!» – пожарные и спасатели, участвующие в ликвидации последствий пожара на нефтеналивном танкере «Виктория», отмахиваются от журналистов примерно так же, как две недели назад отмахивались от пепла и копоти. В самарском городке Октябрьске до сих пор действует оперативный штаб, по Волге с пробирками и пластиковыми бутылками для сбора зараженной воды плавают экологи. Местное население к пристани не пускают: меньше знают – крепче спят.

Судьбу танкера-«погорельца» никак не могут определить ни сотрудники Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, ни администрация Самарской области, ни даже замминистра природных ресурсов РФ, выезжавший на место экологической катастрофы в прошлую пятницу. Дело в том, что в носовой части судна осталось около 700 тонн нефти. Из-за трещин в днище «Виктории» создается угроза разлома танкера и, более того, нового ЧП.

«Случись сейчас пожар, некому и нечем будет его тушить, – возмущаются спасатели. – Торчим здесь неделю, ждем, пока доставят пенообразователи и кран для подъема «Виктории» и перевалки нефти. А должны были все это сделать еще в прошлый четверг. Да куда там – никто не поторопится. Еще немного, и 700 тонн нефти закроют Волгу. Чрезвычайные службы из Самары, Сызрани, Саратова, Волгограда, Оренбурга, принимавшие участие в ликвидации пожара, перед выходными разъехались по домам. Своевременно, особенно если учесть, что специалисты допускают возможность второго возгорания! А в Октябрьске, на территории которого находится нефтебаза, тридцать с лишним тысяч горожан. В общем, последствия аварии будут пострашнее самой аварии».

То, что нам рассказали в Самарской области, не стыкуется с оптимистичными заявлениями официальных лиц. Например, экологи говорят в прессе, что вызванный на подмогу полк солдат собрал и утилизировал 180 тонн загрязненного грунта. Утилизация, по свидетельству жителей Октябрьска, производилась по особой методике: военнослужащие собирали нефть соломой и тут же закапывали ее прямо у кромки воды. Уже через день «захоронения» размывало водой, и нефтепродукты уносило течением к Сызрани. По данным самарских газет, в Волгу попало 40 тонн горючего, и нефтяное пятно растянулось на 17 км. Судя по публикациям сызраньских журналистов, зона загрязнения – более 40 км, в Волге плавает 1300 тонн нефти.

Пробы воды берут экологи из Самары, Одессы и Москвы. Но выводы у всех разные. Самую безопасную картину рисуют эксперты из столицы. «Танкер-то московский», – поясняют местные инспектора. Не надо быть ученым, чтобы заметить, как берег в районе Сызрани, острова недалеко от Октябрьска омываются темной нефтяной пленкой. Рыбаки рассказывают о дохлых судаках и сомах, выброшенных на берег. Примечательно, что даже сотрудники местных комитетов природных ресурсов не спорят с этим: «Волгу уже не очистить. Поздно. Нефть ушла по течению в первые часы пожара – никакие боны не задержали. Теперь надо ждать, когда после зимы нефть вместе со снегом осядет на берег».

Заместитель губернатора Самарской области Виктор Казаков называл приблизительную сумму ущерба от пожара на танкере «Виктория» – 5 млн. долларов. Жители Самары усмехаются: мол, через полгода оценки комиссий «подешевеют». В соответствии с финансовыми возможностями компаний, которые обязаны заплатить государству штрафы. Но проблема, как считают в Поволжье, даже не в этом. Нефтеналивные танкеры давно подлежат списанию. Но нефтебазы и сами суда – собственность частных компаний. Владельцы обновляют ходовые части машин, чтобы могли продолжать приносить прибыль, а остальное – техника безопасности, обеспечение средствами для тушения – их не волнует. Только в Самаре насчитывается порядка 40 нефтеналивных танкеров, подобных «Виктории». И каждый представляет серьезную опасность для людей и реки.



"