Posted 15 сентября 2003,, 20:00

Published 15 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Где кончается Европа?

Где кончается Европа?

15 сентября 2003, 20:00
Швеция остается со своей национальной валютой – кроной. За это высказались более 56% ее граждан. Сторонников евро оказалось всего 41,8%. Таков результат воскресного референдума о переходе этой скандинавской страны на единую европейскую валюту. Характерно, что явка избирателей была исключительно высокой – более 80% изби

Едва результаты голосования стали очевидны, сотрудники штаба «партии «за», расположившиеся в роскошных интерьерах отеля «Кларион», притихли. Один из лидеров шведских правых – горячий сторонник евро – экс-премьер-министр Карл Бильдт тихо бурчал, обвиняя во всем «вышедших из леса» социал-демократов, которые «вновь отбросили страну на задворки Европы». Остальные перешучивались, говорили, что вскоре придется перебираться куда-нибудь в Литву или Эстонию, которые уж точно не откажутся от евровалюты.

Насчет социал-демократов Бильдт был, конечно, не прав. На этот раз оппозиционные правые и правящие центристы были заодно, а премьер-министр Йоран Перссон наряду с трагически погибшей министром иностранных дел Анной Линд оказался в ряду главных сторонников замены кроны на евро. Планомерная кампания за евровалюту велась в течение нескольких лет и по всем направлениям, но, видимо, этого оказалось недостаточно.

Йоран Перссон возвращался в ночь с воскресенья на понедельник домой с букетом из двенадцати алых роз, которые на этот раз означали не победу, а разгром.

«Я был готов к этому, – сказал он. – Понимал, что результатом голосования, вероятно, будет «нет». Впрочем, нас, разделивших горечь поражения, довольно много – христианские демократы, народная партия, социал-демократы. Так что я не одинок».

Тем временем противники евро бурно ликовали в баре «Голубая Луна» в центре Стокгольма. Здесь, обмотавшись желтыми шарфами, собрались «сливки» коалиции «нет», объединившей крайние политические группы, прежде всего, левых и «зеленых». Тише других вели себя лидеры: Мария Веттерстранд и Петер Эрикссон. Причина, как объяснила Веттерстранд, гибель Анны Линд.

«Трудно испытывать сейчас настоящую радость, – говорит она. – Я очень хорошо относилась к Анне, и как к политику, и как к человеку».

О том, что будет дальше, говорят многие, а точно не знает никто. Референдум выявил весьма опасную тенденцию, о которой наиболее прозорливые эксперты предупреждали еще несколько лет назад. В Швеции, одной из самых процветающих стран мира, произошел очевидный раскол. Достаточно взглянуть на карту, отразившую итоги голосования: за евро выступили жители трех крупнейших городов – Стокгольма, Гетеборга и Мальме, а также северный округ Хаппаранда, где живет много финнов. «Против» была вся остальная страна.

Таким образом, налицо противостояние между бурно развивающимися городами и провинцией, которую покидают наиболее молодые и энергичные, а остающиеся склонны жить вчерашним днем. Кстати, руководители телекоммуникационной компании «Эрикссон» еще за несколько дней до голосования заявили, что, если Швеция скажет евро «нет», фирма может покинуть свою страну.

"