Posted 15 июня 2006,, 20:00

Published 15 июня 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:15

Updated 8 марта, 09:15

Обратный билет

Обратный билет

15 июня 2006, 20:00
Согласно решению, принятому на прошлой неделе городским судом Тулузы, французское государство и принадлежащая ему железнодорожная компания SNCF должны выплатить 60 тыс. евро депутату Европарламента Алену Липицу, родственники которого в 1944 году были вывезены из Парижа в лагерь смерти Дранси. Г-н Липиц сумел убедить су

Из документов, предоставленных стороной истца, четко видно, что после освобождения Франции от фашистской оккупации возрожденная республика компенсировала SNCF все расходы, которые компания понесла с начала 1940-х, с того момента, когда ее техника и персонал были привлечены для перевозки французских евреев в концлагеря. По мнению г-на Липица, данный факт свидетельствует о том, что государство и подконтрольная ему компания не только непосредственно принимали участие в уничтожении евреев, но и получали от этого прибыль. Суд счел его доводы убедительными – в результате две трети суммы компенсации должно будет выплатить государство, а оставшаяся часть будет снята со счета SNCF. Представители г-на Липица уже назвали это историческим событием – по их мнению, ничего подобного до сих пор не происходило ни в одной из стран, так или иначе сотрудничавших с гитлеровцами. Необходимо упомянуть о том, что после капитуляции Франции 22 июня 1940 года в стране формально сохранялась «национальная» государственная власть – маршал Петэн создал марионеточное правительство, подчинявшееся указаниям из Берлина.

Как бы то ни было, адвокат Ив Бадело, защищающий интересы ответчиков, намерен опротестовать это решение в суде высшей инстанции. «Я возмущен таким решением суда и просто не могу его понять. Общеизвестно, что в годы оккупации у французских железнодорожников просто не было выбора. Условия немецких (оккупационных. – «НИ») властей были просты – или ты выполняешь их приказы, или тебя

расстреливают. Менеджеры SNCF не имели возможности самостоятельно распоряжаться имуществом компании – фактически ею руководили гитлеровские военные», – сообщил юрист на пресс-конференции.

Надо сказать, что это уже не первая попытка потомков погибших от рук гитлеровцев французских евреев наказать SNCF. Правда, в 2003 году суд Парижа отклонил иск Курта Шлехтера, который обвинил французских железнодорожников в соучастии в холокосте и потребовал от них символической компенсации в 1 евро. Аналитики связывают изменение отношения к событиям более чем полувековой давности с недавним заявлением Жака Ширака, впервые признавшего участие французских граждан в уничтожении евреев во время Второй мировой войны. Теперь, если решение суда Тулузы останется в силе, можно ожидать настоящего вала подобных процессов – по официальным данным, на территории Франции проживают около 100 тыс. человек, которые могут претендовать на подобные выплаты. Всего же за время Второй мировой германские нацисты убили около 75 тыс. французских евреев.

КОММЕНТАРИЙ

Сергей СВИРИДОВ, научный сотрудник Фонда военно-исторических исследований:
– Установленная в мировой практике «неприкасаемость» понятия темы холокоста позволяет в ряде случаев доводить дело до абсолютного абсурда. Создание прецедента с решением тулузского суда опасно тем, что европейские государства, находившиеся под оккупацией, сотрудничавшие с гитлеровской Германией (или с ее союзниками – Италией и Японией), включая все государственные компании, могут оказаться жертвами огромного количества исковых заявлений от жертв холокоста, их родственников и т.д. Теоретически подобные обвинения можно выдвинуть даже против держав-победительниц – общеизвестно, что и США, и СССР довольно долго поставляли в нацистскую Германию руду, нефть и продовольствие. Таким образом, нельзя исключать того, что часть погибших в те годы евреев были убиты из оружия, сделанного из американской стали, а газ «Циклон Б», применявшийся в лагерях смерти, был произведен из советской нефти.

"