Posted 14 ноября 2011,, 20:00

Published 14 ноября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 02:07

Updated 8 марта, 02:07

Выход справа

Выход справа

14 ноября 2011, 20:00
В ближайшее воскресенье, 20 ноября, в Испании пройдут парламентские выборы, в результате которых в стране будет сформировано новое правительство. К власти наверняка придет правая Народная партия Мариано Рахоя. Социалисты, правившие два срока, сначала привели страну к экономическому буму, а теперь стали жертвой острейше

Главной причиной глубокого разочарования испанцев в социалистах стало тяжелейшее экономическое положение страны. Действующее правительство, сформированное Испанской социалистической рабочей партией во главе с Хосе Луисом Сапатеро, не сидит сложа руки, но единственное, что ему удается, – это балансировать на краю пропасти. Главный бич страны – безработица, которая на 1 октября, по данным Национального института статистики, достигла 21,5% трудоспособного населения. Для сравнения: общий показатель по Европе – 9,3%, в Италии, которая наряду с Грецией превращается в головную боль ЕС, – 8,3%. Хуже дела обстояли только в 50-е годы прошлого столетия, которые в Испании называют «голодными». За июль-сентябрь незанятость выросла на 0,6%, или 145 тыс. человек. Всего же в стране около 5 млн. безработных.

Труднее всего молодежи, среди которой нетрудоустроенных 45,8%. Больше, чем мужчины, страдают от безработицы женщины. В последнем квартале по темпам потери рабочих мест первую тройку составили сфера услуг, строительство и сельское хозяйство. Казалось, уже ушедшее в прошлое деление страны на богатый север и бедный юг в кризис вновь напомнило о себе: наивысшая в относительном исчислении безработица сейчас на юге Испании, в Андалусии – 30%, а самая низкая – на севере, в Стране басков – 11,6%. Между тем в ЕС прогнозируют, что безработица начнет снижаться не раньше 2013 года, даже если испанская экономика, рост которой в этом году составит 0,8%, рванет вперед.

Испанское отделение Красного Креста два года назад было вынуждено вновь открыть программу оказания продовольственной помощи, закрытую в самый пик периода процветания в 2005 году. В этом году, по прогнозам организации, она накормит без малого 1 млн. испанцев, на 20% больше, чем в прошлом. Практически каждый пятый житель страны оказался за чертой бедности, то есть располагает доходом менее 628 евро в месяц.

При этом Испания отнюдь не аутсайдер Европы по целому ряду макроэкономических показателей. Например, ее госдолг – 639 млрд. евро – почти втрое меньше итальянского, кстати, четвертого на планете. По соотношению долга к ВВП и дефициту бюджета страна занимала на 1 мая 2011 года место в середине еврозоны с 68,1% и 6,3% соответственно. Общий показатель госдолга к ВВП по зоне евро – 89%, при этом у Греции он составляет более 160%, у Италии –121%, у Португалии – 106%, у вполне благополучных Франции и Германии – 87 и 83% соответственно.

Тем не менее испанский кризис воспринимается и жителями страны, и в ЕС жестче, потому что он затронул в первую очередь те отрасли, которые еще несколько лет назад считались локомотивами экономического развития. Строительство, переживавшее настоящий бум во многом благодаря иностранным инвестициям и кредитам, по оценке некоторых экономистов, еще даже не достигло дна падения. Автомобилестроение, бурно развивавшееся в начале нового века, столкнулось с кризисом спроса – продажи машин в Испании сейчас самые низкие почти за тридцать лет. Банки до сих пор не могут разобраться с убытками в сумме 176 млрд. евро, понесенными в результате лопнувшего пузыря на рынке недвижимости.

Правда, туриндустрия (второй по значимости сектор для испанской экономики) начала оживать. Специалисты оценивают прошедший сезон как один самых удачных с точки зрения количества отдохнувших в стране иностранцев. Однако и эта сфера живет по законам строжайшей экономии, главным образом – за счет персонала. Так, на курортах Андалусии, где отели приняли постояльцев больше, чем в рекордном 2007-м, обслуживающий персонал в этом году пришлось урезать на 10%, хотя массовые сокращения были произведены еще год назад.

Стремящаяся к власти Народная партия обещает снизить налоги на малый бизнес, либерализовать жесткие законы на рынке труда, снизить бюрократические препоны в бизнесе. В ее программе, кстати, немало того, что социалисты хотели, но не смогли сделать из-за кризиса. Недавно генсек НП Мария Долорес де Коспедаль заявила, что 21 ноября станет первым днем конца рецессии. Поверить в это сложно: в этом году испанские гособлигации «созрели» на 60,8 млрд. евро, в 2012-м выплачивать придется уже 116,6 млрд. Но фора народников перед социалистами на выборах все равно оценивается социологами в 16–18%. Население просто устало от кризиса.

"