Posted 14 октября 2003,, 20:00

Published 14 октября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Любой ценой

14 октября 2003, 20:00
А вчера министр иностранных дел Нагорного Карабаха Ашот Гулян высказал сожаление по поводу того, что практически все кандидаты в президенты Азербайджана использовали карабахскую карту. Такое единство власти и оппозиции объясняется просто: избиратели ожидают, что новый глава государства вернет Карабах под контроль Баку.

– Премьер-министр Ильхам Алиев заявил, что главной задачей новой власти должно стать объединение страны. Он обещал решить ее, как только получит президентский мандат. Насколько это реально и важно для населения?

– Карабах – наша самая болевая точка. У нас даже подростки говорят: дайте нам оружие, и мы пойдем освобождать наши земли. Вообще армяно-азербайджанский карабахский конфликт лежит на совести Горбачева. Когда он в 1987 году ездил во Францию, сопровождавший его академик Аганбегян говорил о возможной передаче Нагорного Карабаха Армении. Понятно, что сделать такое заявление без обсуждения с Горбачевым он не мог. В результате мы получили сам Карабах и сдерживающее кольцо вокруг него: семь оккупированных армянами азербайджанских районов (это 20% территории страны), 50 тысяч убитых, 100 тысяч раненых. Плюс миллион беженцев. Азербайджанцы, впрочем, как и русские, на той территории больше не живут.

– Но в 1994 году было заключено перемирие…

– Сколько лет прошло с тех пор, а сдвигов нет. Несмотря на то, что для урегулирования конфликта была создана Минская группа ОБСЕ. Причина ясна. У нас люди говорят: Армения тогда уйдет из карабахского региона, когда на нее надавит Россия. Но Армения – основной военно-стратегический союзник России. На ее территории стоит самая крупная российская воинская группировка. Россия охраняет воздушное пространство Армении, безвозмездно снабжает ее вооружением. Армения «висит» на российском налогоплательщике и потому будет и дальше держаться за Россию. Между тем с военной точки зрения Армения России не нужна. А вот если бы Москва помогла нам решить карабахскую проблему, она получила бы геостратегический плацдарм на Северном Кавказе. Мы ей не враги. Все лучшее в моей жизни связано с Россией. Там я учился, до сих пор помню и уважаю своих учителей. Таких, как я, в Азербайджане много. И всем обидно: почему Россия нас предает? Путин как-то сказал, что в случае возобновления конфликта Россия займет нейтральную позицию. В этих условиях мы сами могли справиться с ситуацией. У нас в отличие от армян хорошая, вооруженная по натовским стандартам армия. Если Россия примет сторону Армении, мы вынуждены будем обратиться за помощью к той же Турции, например, или Соединенным Штатам. Представляете, какой костер может разгореться?

– Дело идет к войне?

– Когда президентом Армении был Левон Тер-Петросян, дело шло к урегулированию. Он хорошо понимал, что Армения находится в изоляции, в том числе и от «Шелкового пути». Если бы под гарантию великих держав между нами было подписано соглашение по Карабаху, предоставляющее ему высокий статус, Армения восстановила бы свои права, а мы – территориальную целостность. Но его сменили. И статус-кво продолжает сохраняться. Несмотря на то, что Армения – член СНГ.



"