Posted 13 августа 2003,, 20:00

Published 13 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

«Воздушный» бой окончен

«Воздушный» бой окончен

13 августа 2003, 20:00
Самолет Ан-70 поднимет в воздух российско-украинская дружба

Главная интрига Международного авиакосмического салона (МАКС-2003), который стартует в ближайший вторник в подмосковном Жуковском, похоже, благополучно сошла на нет. Российско-украинский самолет Ан-70, которому служба безопасности МАКСа недавно не разрешила участвовать в шоу, все-таки появится в московском небе. Однако стопроцентных гарантий безопасности ни сторонники, ни противники самолета дать не могут. Государственные совместные испытания самолета прекращены в феврале 2003 года.

На этой неделе гендиректор Российского авиакосмического агентства Юрий Коптев заявил, что «Ан-70 внесен в полетную программу авиасалона». Таким образом была поставлена точка в недавнем конфликте между дирекцией авиасалона и Авиационным научно-техническим комплексом (АНТК) имени О.К.Антонова (Киев), где доделывают АН-70. При этом еще две недели назад недостатки опытного образца считались столь серьезными, что генералы российских ВВС решили не рисковать и распорядились не пускать в воздух недоработанный самолет. Запрет чуть не довел до слез украинских партнеров по военно-техническому сотрудничеству. Но до недавних пор Москва слезам не верила.

На самом деле борьба вокруг Ан-70 – и это никем не отрицается – замешана и на политических отношениях между Россией и Украиной. Но не менее важный момент авиационной истории – соревнование Ан-70 и Ил-76МФ (подготовка к его производству идет на Воронежском авиастроительном объединении, ВАСО). Испытания по российскому самолету уже завершены, а по совместному приостановлены и не возобновляются.

Ил-76МФ в сравнении с Ан-70, по мнению российских военных летчиков, «обладает большей эффективностью» и к тому же дешевле – «28 млн. долларов, тогда как Ан-70 стоит 50 млн. долларов».

В конце прошлой недели, когда «антоновцы» горевали над запретом дирекции МАКСа, главком ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов, который является самым убежденным противником АН-70, в очередной раз подтвердил свою позицию. Он предложил прекратить работу над самолетом, а высвободившиеся средства направить на серийное производство военно-транспортного самолета Ил-76МФ. «Я не знаю, кто взял на себя смелость пойти на этот шаг, включив не прошедший испытания самолет в программу полетов, – заявил главком Михайлов. – Я буду ежедневно молиться, чтобы Ан-70 не наделал бед на авиасалоне».

Главком считает, что «главная проблема – это двигатель Д-27, который еще очень сильно недоработан и не прошел по классике все наземные испытания». Ан-70 оснащен этой разработкой Запорожского моторостроительного конструкторского бюро «Прогресс». Украинская сторона недостатки признала. И как на днях заявил прессе генеральный конструктор АНТК «Антонов» Петр Балабуев, «АНТК устранил замечания, предъявленные машине российской стороной. Самолет Ан-70 готов к продолжению летных испытаний. Но российские ВВС затягивают их начало. Ссылка на якобы не устраненные недостатки, которые были определены актом и утверждены главкомом, несостоятельны, некорректны, не соответствуют действительности».

По своей воле или как-то иначе, но глава Минпромнауки РФ Илья Клебанов тоже доверился не результатам испытаний, а судьбе. На этой неделе чиновник выступил за то, чтобы полет был разрешен. При этом, правда, министр признал, что к самолету «есть претензии со стороны летчиков». А буквально несколько дней назад самолет получил и вовсе крупную поддержку. За его полет на МАКСе высказался вице-премьер РФ Борис Алешин, курирующий ВПК.

После всего этого главкому ВВС Михайлову ничего не оставалось, как умерить командный голос. «Не в моей компетенции рассматривать вопросы финансирования этого проекта, но я буду настаивать на том, чтобы этот самолет прошел все необходимые испытания, которые документально подтвердят его безопасность», – заявил он вчера. Михайлов подчеркнул, что «Ан-70 будет выполнять полеты не ради полетов, а осуществлять перевозку людей и грузов, поэтому все должно быть надежно и безопасно». Известно, что именно на это Россия уже потратила 100 миллионов долларов.

"