Posted 13 июня 2012,, 20:00

Published 13 июня 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:39

Updated 8 марта, 05:39

Нефть уйдет в воду

Нефть уйдет в воду

13 июня 2012, 20:00
В Душанбе планируют радикально разрешить одну из проблем во взаимоотношениях со своим северным соседом – Узбекистаном. Таджикские власти собираются уменьшить угрозу прорыва Сарезского озера на Памире, от последствий чего могут пострадать соседи страны, путем продажи его вод Ирану. Эксперты, однако, весьма скептически о

О том, что подобное соглашение вот-вот заключат, таджикским СМИ сообщили представители посольства Ирана в Таджикистане. Там утверждают, что речь об этом шла на девятом заседании таджикско-иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству в конце мая. Эту информацию подтвердил и иранский министр энергетики Маджид Намджу. По его словам, Иран выразил готовность покупать до 1 млрд. кубов воды из Таджикистана в обмен на нефть и газ. «Пока точно сказать, что Иран уже скоро начнет импорт воды, невозможно, но намерения есть. Иран готов заменить воду Таджикистану тем, чем он попросит», – сказал сотрудник экономического отдела иранского посольства в Душанбе Аббос Байони. В таджикском министерстве энергетики и промышленности и в министерстве мелиорации и водных ресурсов отказались от комментариев. Там обращают внимание на то, что официально никакого соглашения с иранцами нет – а значит, пока и говорить не о чем. Если проект будет реализован, он не только поможет Ирану, по крайней мере, частично справиться с нехваткой воды, но снимет одну из самых острых проблем в таджикско-узбекских взаимоотношениях.

В Таджикистане формируется до двух третей всех водных ресурсов Средней Азии. Здесь находятся верховья рек, от которых зависит сельское хозяйство всего региона. В Узбекистане периодически предъявляют своему соседу претензии в связи с тем, что водные ресурсы используются или неэффективно, или только в интересах Душанбе. В длинной череде время от времени предъявляемых претензий Ташкента к соседу есть и проблема расположенного на высоте трех тысяч метров над уровнем моря Сарезского озера. Оно образовалось в 1911 году в результате землетрясения на Памире. По крайней мере, с семидесятых годов ученые предупреждают: Сарезское озеро представляет собой «мину замедленного действия». В случае нового землетрясения оно разольется. И тогда под водой окажутся обширные территории не только в Таджикистане, но и в Киргизии, и особенно в Узбекистане. В конце восьмидесятых годов разрабатывались проекты снижения уровня воды в озере. Однако в связи с распадом СССР они так и не были реализованы. С тех пор вопрос, что делать с Сарезским озером, так и остается открытым. А между тем в конце апреля проблема водоема дала о себе знать. В районе Сарезского озера произошло землетрясение силой четыре балла.

Тем не менее эксперты, к которым обратились «НИ», весьма скептически относятся к перспективам реализации таджикско-иранского проекта. «Пока, я думаю, это только намерения, если не сказать больше: популизм», – считает заведующий лабораторией гидроэнергетики и экологии Академии наук Таджикистана Георгий Петров. Он обращает внимание на то, что года два назад таджикские эксперты оценивали проект поставки таджикской воды в расположенные куда ближе Ирана Узбекистан и Казахстан. «Если не ошибаюсь, его стоимость была где-то около 20 млрд. (миллиардов, не миллионов) долларов, – говорит Петров. – Это очень много. Иранская вода станет «золотой». О какой реализации проекта в этих условиях может идти речь?»

"