Posted 13 апреля 2014,, 20:00

Published 13 апреля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:20

Updated 8 марта, 04:20

Неправильный посол

13 апреля 2014, 20:00
Лондонская газета «Аш-Шарк Аль-Аусат», выходящая на арабском языке, сообщила со ссылкой на свои источники, что Иран ищет кандидатуру нового посла при Организации Объединенных Наций. Нынешнему представителю этой страны при ООН Хамиду Абуталеби американские власти отказали в визе. В США считают, что он участвовал в захва

Громкий дипломатический скандал начался на прошлой неделе, когда обе палаты конгресса США большинством голосов, с редкостным для республиканцев и демократов единодушием, приняли законопроект, запрещающий въезд Абуталеби на территорию страны. У иранских властей, видимо, теплилась надежда, что Барак Обама наложит на закон вето. Однако в субботу Белый дом официально уведомил Иран: Абуталеби в Нью-Йорк, где, напомним, и заседает ООН, не въедет.

«Мы очень разочарованы этим решением», – сказал министр иностранных дел Ирана Мохаммед Джавад Зариф. Он даже в сердцах назвал американских конгрессменов «группой радикалов», которая мешает нормальным отношениям двух стран. Негодование министра понятно. Все-таки отношения между официальным Тегераном и США в последнее время заметно потеплели. В прошлом году покинул свой пост раздражавший Вашингтон иранский президент Махмуд Ахмадинежад. Сменивший его Хасан Рухани в целом смог если не расположить к себе Запад, то по крайней мере не вызвать негативного отношения к своей персоне. После того как Иран внес коррективы в свою ядерную программу, со страны постепенно стали сниматься международные санкции. А когда в январе иранцы полностью прекратили обогащение урана до уровня 20%, свою позицию смягчили и США. Буквально накануне скандала с Абуталеби американское министерство финансов дало добро на экспорт запчастей для коммерческого воздушного флота Ирана. Это по-настоящему революционное решение. Эмбарго на продажу запчастей к самолетам – это одна из старейших санкций, введенных против Ирана. Оно действовало 35 лет, с момента прихода к власти имама Хомейни в 1979 году. И вот на этом фоне – неожиданный скандал, равного которому в двусторонних американо-иранских отношениях не было давно.

Безусловно, за запрет на въезд в США Абуталеби должен «благодарить» себя, а точнее, свой язык. В марте в одном из интервью он проговорился, что, пусть косвенно, принимал участие в захвате американского посольства в Тегеране в 1979 году: он был одним из переводчиков с английского языка при иранских студентах, осуществивших захват. Такого признания американские власти стерпеть не смогли. Провал операции по освобождению заложников в посольстве в Тегеране до сих пор считается американским общественным мнением одной из самых больших неудач во внешней политике США за всю ее историю, пощечиной, за которую Америка до сих пор так толком и не ответила. Поэтому реакция американских законодателей была предсказуема.

Сразу же после решения конгресса иранский МИД заявил, что отзывать Абуталеби не намерен. Он так и останется послом страны при ООН, правда, без возможности выехать к месту своей работы. Таким образом, Иран решил добровольно остаться без представительства в самой авторитетной международной организации – если верить официальным заявлениям иранских властей, конечно. Если же верить источникам «Аш-Шарк Аль-Аусат», Иран все-таки решил не загонять себя в международную изоляцию, из которой он только-только начал выбираться.

"