Posted 12 ноября 2006,, 21:00

Published 12 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:49

Updated 8 марта, 08:49

Таможенный стрелочник

Таможенный стрелочник

12 ноября 2006, 21:00
К концу минувшей недели «таможенный скандал» на российско-финской границе снова вышел на первый план в отношениях между Хельсинки и Москвой. «Новые Известия» уже писали о буре возмущения, которую вызвал в Суоми «налог на культурный досуг», по утверждению финской стороны, взимавшийся сотрудниками Светогорской таможни на

Министерство иностранных дел, таможенное управление и минтранс Финляндии неоднократно жаловались на «произвол российских таможенников», но официальный ответ Федерального таможенного комитета РФ был один: нарушений не выявлено. И действительно, как доказать факт взяточничества, если «добровольные пожертвования» принимались без расписок и квитанций? Директор таможенного управления Суоми Тапани Эрлинг объявил, что соберет доказательства и направит их в Москву. Глава Федерального таможенного комитета Андрей Бельянинов, в свою очередь, в интервью финскому радио «Уле» пообещал разобраться. На пару недель «сбор милостыни» на Светогорской таможне прекратился.

Но, по-видимому, перерыв был связан лишь с реорганизацией деятельности, приносившей, по самым скромным подсчетам, прибыль в несколько миллионов евро в год (только в 2006-м границу на Светогорском КПП уже пересекли около 85 тыс. автомобилей, и с каждого трейлера бралось от 10 до 80 евро). Как сообщает влиятельная финская газета «Хельсингин Саномат», теперь светогорские таможенники требуют, чтобы финские перевозчики подписывали свидетельства, что они ничего таможне не платили. При этом гостям из Суоми доверительно сообщается, что «вспомоществование» предназначено для русской дорожной полиции – ГИБДД. Напомним, что по закону на границе должен взиматься лишь один сбор в сумме 100 рублей – за дорожно-транспортное средство и регистрацию. Все остальные поборы являются произволом. Финские власти считают, что Москва должна отменить даже этот регистрационный сбор, поскольку он тянет за собой, как локомотив, состав из бесконечного числа прочих «налогов».

Кроме того, что сборы способствуют расцвету коррупции, они замедляют пересечение границы. Очереди ждущих своей очереди трейлеров иногда растягиваются на десятки километров. Время ожидания доходит до недели. «Мы много раз настаивали на отмене сборов, Россия обещала сделать это, но в реальности мало что произошло», – заявил на днях Харри Кавен, генеральный директор отделения транспортной политики минтранса Суоми. «Сейчас Финляндия председательствует в ЕС, и мы должны говорить с русскими от имени всего Евросоюза, – вторит ему председатель транспортного комитета финского парламента Маркку Лаукканен. – Похоже, нас поймут только, когда в бой вступит «тяжелая артиллерия». Дело в том, что в конце месяца для переговоров в Москву отправится делегация минтранса Финляндии. Главная цель финского визита – добиться отмены всех поборов на границе.

По мнению Хельсинки, лишь ясная директива типа «Правительство России заявляет: границу можно пересекать бесплатно. Все требования выплат – произвол и коррупция» может сломить героическую борьбу нечистых на руку таможенников за хорошую жизнь. А также обелить репутацию ГИБДД, на которую, возможно, вешают «незаслуженных собак» на Светогорском КПП.

"