Posted 12 августа 2010,, 20:00

Published 12 августа 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:54

Updated 8 марта, 06:54

Да здравствует лень!

Да здравствует лень!

12 августа 2010, 20:00
В Швеции заканчивается так называемый «промышленный отпуск», фабрики и учреждения вновь открывают свои двери, страна возвращается к трудовой деятельности. Адаптация к жесткому рабочему ритму требует времени, психологи и врачи заполняют газеты своими рекомендациями, посвященными тому, как «не сломаться» от нагрузок посл

Впрочем, основной пафос нового труда д-ра Паульсена направлен не на выяснение «вредности» или «полезности» тех или иных профессиональных категорий, а на определение нового подхода к работе как таковой. «Не напрягайтесь! Порой лучше сачковать, чем выполнять свои рабочие обязанности!» – говорится в «Трудовом обществе». Главная идея исследования заключается в следующем: лентяи зачастую полезнее для страны, чем трудоголики.

В Швеции, как и в других североевропейских государствах с сильными протестантскими традициями, работа веками рассматривалась как главное в жизни человека. Первый вопрос, который задают шведы при знакомстве, звучит следующим образом: «Кем вы работаете?» Увольнение большинством скандинавов воспринимается как глубокая личная трагедия. Причем депрессия не связана с экономическими потерями, речь идет о том, что безработный теряет самоуважение, которое покоится лишь «на одном ките» – профессиональной деятельности.

«Мы – зомбированное общество, – утверждает автор книги, мгновенно ставшей бестселлером. – В античные времена труд воспринимался как зло. Аристотель считал, что человек должен посвящать свое время размышлениям, а работа лишь отвлекает его от такого действительно благородного занятия. Все эти заветы забыты. Протестантизм вбил в нас, что Бог требует трудиться, ту же песню поют современные политики и интеллектуалы. А ведь посыл в корне ошибочный!» По словам Паульсена, начиная с 1930-х годов производительность труда в Швеции выросла в пять раз, но люди не стали работать меньше. Попросту появилась масса ненужных профессий, куда влилась высвободившаяся армия «скрытых безработных».

Все профессии ученый разделил на три категории: «вредные», «нейтральные» и «полезные». К первой группе относятся сотрудники военно-промышленного комплекса, сферы фастфуда в пищевой промышленности, табачной индустрии, а также значительной части финансового сектора. «Если вы заняты в одной из названных областей, то поступите морально, если будете сачковать. Вы принесете только пользу обществу», – заявляет социолог. «Нейтралам», зарабатывающим в сфере рекламы, торговли, социологии, юриспруденции и еще нескольких десятков профессий, Паульсен советует не напрягаться на рабочем месте: их недостаточный трудовой энтузиазм не приведет ни к каким отрицательным последствиям для общества. Действительно необходимых профессий не так уж и много. К ним относятся врач, медсестра, уборщик, учитель, машинист поезда и тому подобные «базовые» специальности. Лишь этим людям надо выполнять свои обязанности не за страх, а за совесть.

Книга Паульсена вышла за несколько месяцев до парламентских выборов в Швеции, в период, когда все партии соревнуются между собой в обещаниях по созданию новых рабочих мест. Ученый уверяет, что в итоге лишь умножится количество бессмысленных профессий и людей, не знающих, как убить свое время на работе. По его словам, необходимо радикальное изменение ценностей общества. Труд должен перестать быть главным критерием оценки человека окружающими и самооценки индивида. Высвободившиеся из процесса создания «пустоты» силы могут быть направлены в полезное русло.

Новый манифест «коммунистического общества», написанный шведским ученым, расколол общество. Профессиональные издания, объединяющие представителей «полезных» профессий, с удовольствием цитируют «первопроходца», а СМИ, стоящие на страже интересов «лишних людей», к примеру финансистов, скептически фыркают. Впрочем, пользу от появления книги Паульсена извлекут и медсестры, и юристы. Все «бойцы скандинавского трудового фронта», которых протестантское сознание зовет в бой после отпуска, могут снизить обороты и не испытывать при этом чувства вины. Ведь теперь они знают, что на их стороне сам Аристотель и статистика роста производительности труда.

"