Posted 12 августа 2003,, 20:00

Published 12 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Бедный город

Бедный город

12 августа 2003, 20:00
Так отзываются о Муйнаке его жители

На днях спутник Европейского космического агентства зафиксировал резкое уменьшение уровня Аральского моря. Согласно результатам фотосъемки, на месте моря остались лишь 3 озера, которые соединены узким проливом. Специалисты утверждают, что Арал нужно срочно спасать.

С этим согласен и президент Узбекистана Ислам Каримов. Во время своей недавней встречи с Владимиром Путиным в Самарканде он поднимал этот вопрос. Однако в официальных коммюнике о беседе двух президентов нет ни строчки о возможности реанимации давней идеи о переброске воды из сибирских рек в Среднюю Азию.

Корреспондент «Новых Известий» побывал в районе экологического бедствия Приаралья городе Муйнаке.
Если Вы ищите действительно качественный сервис для Вашего смартфона, то выполнить ремонт телефонов в Минске Вам помогут специалисты сервисного центра http://www.gsmmaster.by
Узбекский город Муйнак стал символом трагедии Аральского моря. Еще лет тридцать назад этот город был процветающим рыбным портом. Местные жители гордились своими замечательными пляжами, обилием рыбы. «Командировка в Муйнак для нас была лучшей туристической путевкой. Буквально за час здесь можно было наловить целое ведро рыбы. А какая чистая морская вода была! Черноморские курорты были просто жалким подобием этих замечательных мест», – вспоминает в беседе со мной заведующий отделом кадастра полезных ископаемых информационного центра государственного комитета геологии Узбекистана Виктор Поляков.

Сегодня Муйнак находится в более чем 100 километрах от Аральского моря. Однако следы прежней приморской жизни можно встретить практически повсюду. Так, на въезде в город установлен постамент с его гербом, на котором изображена рыба. Памятник героям Второй мировой войны стоит на обрыве, за которым простирается пустыня, когда-то бывшая морем. Пожалуй, наиболее тяжелое впечатление производит старая гавань Муйнака, прозванная сегодня «кладбищем кораблей». Посреди песков стоят проржавевшие судна, среди которых бродят стада коз. «Раньше почти все жители нашего города были рыбаками. Естественно, что после высыхания моря они остались без работы. Фактически единственным доходом местных семей являются пенсии стариков в размере нескольких долларов США. Сегодня даже та семья, которая имеет доход в двадцать долларов, по нашим меркам считается богатой. Наверное, наш город самый бедный в Узбекистане», – говорит мне местный житель Салават Серикбаев.

Тридцать лет назад русские составляли более половины населения Муйнака. Это были потомки староверов, бежавших из России. В XVII веке в Приаралье русские и научили местных жителей – казахов и каракалпаков – ловить рыбу. С этого момента рыболовство и стало основным занятием населения. Сегодня русских в Муйнаке уже практически не осталось. Уезжают отсюда и коренные жители. Бродя по городу, то и дело натыкаешься на руины зданий. Ценность дома в Муйнаке определяется исключительно качеством строительного материала: жилье покупается на слом, стройматериалы вывозятся в другие регионы. Сегодня Муйнак напоминает город-призрак: пустынные улицы, закрытые полуразрушенные магазины, кинотеатры, дома культуры.

Нищета – не единственная проблема Муйнака. На дне высохшего моря (Аралкумах, как окрестили его местные жители) накоплены миллиарды тон ядовитых солей, попавших сюда за десятилетия вместе с той водой, которая сбрасывалась в реки с полей. Как жаловались корреспонденту «Новых Известий» муйнакцы, младенцы порой отказываются от материнского молока. В нем количество солей в 3–4 раза превышает допустимые нормы. Настоящим бичом для города стал туберкулез – больные этой болезнью есть практически в каждой семье.

Муйнак является лишь географической точкой, где проблемы Приаралья видны наиболее отчетливо. Однако в реальности те же беды характерны и для населенных пунктов, находящихся в сотнях километров от бывшего Аральского моря. По существу проблема региона не исчерпывается одним вымиранием Арала. В регионе была целая сеть озер, в которых ловилось не меньше рыбы, чем в море. Теперь на их месте простирается соленая пустыня.

Муйнак – Нукус – Ташкент

"