Posted 12 мая 2009,, 20:00

Published 12 мая 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:37

Updated 8 марта, 07:37

Засуха после золотого дождя

12 мая 2009, 20:00
В начале этой недели премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис нанес срочный и незапланированный визит в Стокгольм, надеясь убедить Швецию принять дополнительные меры по спасению экономики его страны. Ведь шведы – главные кредиторы прибалтийской республики. Они стремятся вернуть свои деньги, а в ответ слышат буквально
Сюжет
Банки

Падение ВВП Латвии в первом квартале этого года составило 18%, это худший показатель среди всех стран ЕС. «Мы надеемся, что по итогам года спад составит всего 7%», – заявил г-н Домбровскис на пресс-конференции после встречи со шведским премьером Фредериком Райнфельдтом. Но эти заверения никто из серьезных аналитиков в Скандинавии не воспринял всерьез.

«Спад хуже, чем мы могли вообразить в кошмарном сне. У Латвии нет никаких шансов выйти на 7%. Мы думаем, будет не меньше 15%, – утверждает главный аналитик датского Danske Bank Ларс Кристенсен. По его мнению, условия выплаты Латвии ссуды в размере 8 млрд. евро, обещанной в декабре 2008 года МВФ и ЕС, нереалистичны. «Все условия соглашения надо менять в корне. Страна не справится с предъявленными ей требованиями», – уверяет г-н Кристенсен. Аналитик, как и многие другие, считает, что единственным спасением от банкротства Латвии может стать девальвация национальной валюты, лата, что подстегнет экспорт. Но на пути стоит Швеция.

Шведские банки во главе со Swedbank контролируют финансовый рынок стран Балтии. В Латвии их доля составляет 80%. Монопольное положение было достигнуто дорогой ценой: шведские финансовые институты выдали в Балтии кредитов, в основном на приобретение жилья, на 50 млрд. евро. Золотой дождь, пролитый шведами над Балтией в тучные годы, сегодня привел к «засухе» в самой Швеции. Акции главных заимодавцев упали в несколько раз, некоторые банки оказались на пороге банкротства. Официальный Стокгольм уже предупредил, что расплатой за «балтийскую экспансию» станет снижение пенсий собственного населения. Ведь банки выдавали эти кредиты из шведских пенсионных фондов.

Стокгольм выступил инициатором международной помощи Латвии и пообещал выплатить Риге около одного 1 млрд. евро, став самым крупным государством-заимодавцем. Условием поддержки было названо сохранение фиксированного курса лата: если латвийская валюта «поплывет», вероятность возврата кредитов, выданных в евро или в долларах, будет равна нулю. Риге порекомендовали провести «внутреннюю девальвацию», которая означает резкое сокращение всех расходов.

Еще прежнее правительство Латвии объявило, что во всех бедах страны виноваты шведские банки, обогатившиеся в лучшие времена, а теперь не желающие брать на себя свою долю ответственности. Эту риторику продолжил и кабинет Валдиса Домбровскиса. Премьер заявил в Стокгольме, что финансовая полиция Латвии занялась проверкой шведских банков, которые в своем стремлении выбить деньги из должников забывают о других обязательствах фирм и частных лиц, в том числе о выплате налогов. Зачастую, как сообщают СМИ, кредиторы душат компании, которые еще имели шансы выплыть. Фермеры вынуждены забивать скот, чтобы отдать долги, строители – бросать на последнем этапе практически законченные проекты, семьи, будучи не в состоянии расплатиться за кредиты на покупку домов, съезжают из них и отдают банкам автомобили, пополняя ряды бомжей.

В откликах на статью о проверках шведских банков в Латвии, помещенной на страницах газеты деловых кругов «Дагенс индустри», доминирует следующее мнение: Рига показывает Стокгольму, что следующим этапом может стать введение внешнего управления в филиалах шведских банков. Этого будет достаточно для банкротства головных контор в Швеции, откуда уже сейчас идет мощный отток капитала. В подобной войне нервов пока побеждает Рига. Шведский премьер пообещал своему латвийскому коллеге, что Стокгольм будет ходатайствовать перед МВФ об очередном транше Латвии в размере 200 млн. евро. Швеция предоставит гарантии под эту ссуду. До сих пор существовал риск, что жизненно важный кредит не придет из-за несоблюдения Латвией условий соглашения о режиме экономии.

"