Posted 12 апреля 2012,, 20:00

Published 12 апреля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:42

Updated 8 марта, 05:42

Непотопляемый «Титаник»

Непотопляемый «Титаник»

12 апреля 2012, 20:00
В эти дни во всем мире отмечают 100-летие одной из самых знаменитых и обсуждаемых катастроф современности – гибели во время своего первого рейса через Атлантику печально известного парохода «Титаник». В Финляндии решили по-своему отметить эту дату. Там создадут точную копию знаменитого корабля. В отличие от своего прот

Идея создать копию погибшего парохода не нова. Она будоражит умы экспертов в области морской археологии и просто обывателей, знающих о трагедии 14 апреля 1912 года по книгам и фильмам, чуть ли не с момента гибели «Титаника». Особенно усилились разговоры о необходимости воссоздать легендарное судно после выхода на экран одноименного фильма Джеймса Кэмерона в 1992 году.

Но пароходства не спешат заказывать «однофамилец» «Титаника», несмотря на то что желающие оплатить этот проект вполне могли бы найтись. Ведь одно время на американских интернет-форумах обсуждалась даже идея сбора средств на подобный проект. Главное препятствие тут не деньги, а расхожая идея о том, что трагедия «Титаника» может повториться с его «двойником». Что поделать, моряки – люди суеверные.

А с «Титаником» связана настоящая мистическая история. В 1898 году писатель Морган Робертсон написал книгу «Титан», в которой с удивительной точностью предсказал судьбу знаменитого судна. Океанский лайнер «Титан» волею автора художественного произведения направлялся в первый рейс из Англии в США и погиб, столкнувшись с айсбергом. Робертсон сумел предсказать многие детали реальной драмы, разыгравшейся 14 лет спустя. Среди того, что он вольно или невольно предвидел, – и странное решение капитана, изменившего традиционный маршрут на более северный, и нехватка спасательных лодок на борту, из-за чего погибло большинство пассажиров, и время отправления – апрель. В общем, как полагают многие моряки, «Титаник» – лайнер «злой судьбы», и потому нельзя спускать на воду его копию.

Если нельзя спустить судно на воду, то почему бы не установить его на суше? Эта мысль пришла в голову известному финскому бизнесмену Тойво Сукари, который решил выстроить точную копию «Титаника» вблизи запланированного им торгового центра возле города Оулу на севере страны. «На моем «Титанике» будет действовать развлекательный центр, откроются рестораны и гостиница, – рассказывает г-н Сукари о своих планах. – В Оулу нет туристических магнитов международного значения, а мой «Титаник» станет таким».

Копия длиной 269 метров и шириной 28 метров обойдется, по подсчетам предпринимателя, примерно в 330–430 млн. евро. Что же касается брюзжания противников проекта по поводу его «фальши», то Сукари напоминает фанатам «Титаника» о том, что и сам знаменитый лайнер отчасти являлся декорацией, призванной впечатлить современников. Например, одна из могучих труб парохода была фальшивой – поставленной исключительно для красоты.

«Могу уверить будущих пассажиров моего лайнера – на борту их ждет полная безопасность, – шутливо заверят Тойво Сукари заинтересованную общественность. – Недостатки, которые привели к катастрофе, будут устранены».

Финские СМИ, обсуждающие планы бизнесмена, иронизируют, что все получится, если он не будет таким самоуверенным. Ведь именно это качество создателей «Титаника» погубило его в конечном итоге. Представители верфи в Белфасте, где был построен гигант, утверждали, совсем в духе того оптимистичного времени, еще не знавшего двух мировых войн, что человек полностью покорил природу, и символом торжества его гения над миром является «Титаник». «Я не могу себе представить, что должно произойти, чтобы судно затонуло. Современное судостроение миновало эту стадию неопределенности», – вторил инженерам верфи за три года до спуска «Титаника» на воду будущий капитан злополучного лайнера Смит.

Судьба лайнера заставила человечество скептичнее относиться к своим достижениям. И это – несмотря на ужесточение правил безопасности, принятое после гибели «Титаника». В частности, были выработаны обязательные маршруты, проходящие вдали от районов, где встречаются айсберги, обязательным сигналом для просьбы о спасении стал SOS, был введен 24-часовый радиомониторинг движения пассажирских судов и пр. Тем не менее сегодня специалисты убеждены, что катастрофы, подобные той, что произошла с «Титаником», будут повторяться. «Все пассажиры могут быть спасены лишь при сочетании множества благоприятных условий. Это хорошие погодные условия, движение вблизи берега, быстрая помощь. В штормовую ночь, в дождь, когда на борту вспыхнула паника, даже спуск на воду спасательных лодок является делом крайне сложным», – комментирует «наследие «Титаника» представитель группы по исследованию безопасности судов Высшей технической школы Гетеборга «Чалмерс» Ларс-Эрик Карлссон. Шведы знают, о чем говорят, – ведь важные элементы спасательных средств «Титаника» проектировали и изготавливали по заказу англичан шведские фирмы.

Возвращаясь к проекту «непотоплямого «Титаника» финского бизнесмена, заметим, что среди основных посетителей «копии» Сакари видит скандинавов. Шведы, норвежцы и датчане составляли третью по величине группу пассажиров «Титаника» после американцев и англичан и первую – по числу пассажиров третьего класса. Начало прошлого века – период массовой эмиграции нищих скандинавов за океан. Все они путешествовали третьим классом и рисковали куда больше, чем пассажиры верхних палуб. На «Титанике» погибла лишь четверть людей, купивших билеты на верхние палубы. Из бедных эмигрантов, путешествовавших в трюме, спасся только каждый второй.

"