Posted 11 августа 2004,, 20:00

Published 11 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Легион раскольников

11 августа 2004, 20:00
Выйдя вчера из отпуска, канцлер ФРГ обнаружил на рабочем столе письмо от группы товарищей. Видные деятели немецкой социал-демократии во главе с бывшим председателем СДПГ, экс-министром финансов Оскаром Лафонтеном сообщают, что требуют его отставки.

Черная метка не напугала Шредера. Он не покинул свой кабинет. Впереди у него визит в Румынию, где он посетит могилу отца, затем в Болгарию, а затем в Ливию. Но не менее важны и дела домашние. По стране катятся волны народного гнева. Неспокойно на улицах Магдебурга, Лейпцига, Галле, Дессау и других городов. Подобных митингов Германия не видела с 1989 года, когда шаталась и падала Берлинская стена. Знаменитые «демонстрации по понедельникам» 15 лет назад изменили лицо не только Германии, но и всей Европы. Нынешние грозят катастрофой Шредеру. В чем проблема?

В общем и целом – в плохом, по немецким меркам, житье. Немцы боятся, что завтра станет еще хуже. Протесты направлены против пакета реформ, носящего название «Хартц IV» по имени Петера Хартца – члена правления концерна «Фольксваген». Это он придумал, как изменить рынок труда, «чтобы всем было хорошо». Но так не бывает. Нужны жертвы в социальной области. Предлагается, например, объединить в одно целое пособие по безработице, которое получают в течение года, и пособие по бедности, которое начинают выплачивать после истечения этого срока. Итого – 331 евро. Прожить на эти деньги в ФРГ можно, но трудно. Раньше человек, потерявший работу, получал из бюджета 75% заработка. Кстати, в России до недавних пор действовала именно эта система, скопированная в Германии.

«Гроздья гнева», как еще называют нарастающие протесты, зреют в «новых землях» ФРГ (бывшая ГДР). Там для этого социальный климат лучше. Безработица в 2 раза выше, чем на западе, – почти 19% . За годы правления социал-демократов, пришедших к власти в 1998 году, она только выросла, хотя Шредер и обещал легкую жизнь в государстве «социальной справедливости». Он и победил потому, что хотел построить «социальный рай». Не получилось. За годы единства «осси» – восточные немцы – так и не стали богаче, успешнее и образованнее. Они по-прежнему остаются бедными. Но в случае с «Хартц IV» их поддерживают и «весси» – жители западных областей.

Пакет реформ подвергается критике слева и справа. В едином строю – «зеленые» и христианские демократы, неонацисты и бывшие коммунисты, профсоюзы и клерикалы. Что касается социал-демократов, то у них счет особый. Одни подхватили знамя борьбы за рабочее дело, другие, подчиняясь дисциплине, выпускают пар на собраниях. Разброд и шатания достигли неприличного уровня. О расколе пишут уже две недели подряд. В своем манифесте, опубликованном в журнале «Шпигель», Оскар Лафонтен нарисовал мрачную картину. Он утверждает, что при Шредере Германия заполучила самую высокую безработицу и невиданную сумму госдолга. СДПГ, считает Лафонтен, не доверяют ни избиратели, ни сами ее члены.

Надо сказать, в недрах партии и раньше наблюдались скандальные разборки по вопросам теории и практики. На последнем съезде Шредера сняли с поста председателя под свист и улюлюканье. Ранее в центре еще одного скандала очутился Лафонтен, который вдруг отказался и от руководства СДПГ, и от поста министра финансов. Давно говорят не только о кризисе в отношениях двух лидеров, но и о кризисе самой социалистической идеи. Лафонтен опять выводит свои легионы на битву и предлагает нечто радикальное – новую партию. Тоже социал-демократическую, но «левее центра». За ним пойдут более 20% членов СДПГ. Если это произойдет, то на выборах в бундестаг 2006 года мы увидим две колонны социал-демократов. Многое станет ясно через пару месяцев на выборах в ландтаг Северного Рейна – Вестфалии. Если СДПГ их проиграет, то к вопросу об отставке Шредера в партии вернутся обязательно.

"